Ану́бис (др.-греч. Ἄνουβις , егип. jnpw Инпу ) — древнеегипетский бог погребальных ритуалов и мумификации (бальзамирования )[1] , «страж весов» на суде Осириса в царстве мёртвых[2] , знаток целебных трав[3] .
Осирис под опекой Анубиса и Гора.
Жена Сета по имени Нефтида полюбила Осириса и, приняв облик его супруги Исиды , зачала от него сына. Опасаясь гнева мужа, Нефтида бросила младенца в камышовых зарослях, где его с помощью собак[3] нашла Исида и вырастила[7] . После Анубис вместе с Исидой ищет тело Осириса, охраняет его от врагов, в некоторых версиях мифа — погребает его, присутствует на суде Осириса[1] .
Осуждённого Сета, обернувшегося в пантеру, боги решили сжечь, а Анубис снял шкуру с Сета и надел на себя. Затем он отправился в святилище Осириса и калёным железом выжег на шкуре свой знак. В память об этой легенде жрецы Анубиса-Имнута набрасывали шкуру леопарда на правое плечо[3] .
Жрецы Гелиополя считали Анубиса последним из числа Эннеады , сыном Нефтиды и Сета[2] . Женой Анубиса считалась богиня Инпут [3] , которая иногда почиталась женской формой Анубиса[4] . Его братом был Бата , что отразилось в «Сказке о двух братьях ». Дочерью Анубиса была Кебхут [1] [3] [5] .
В глубокой древности Анубис был космическим богом и олицетворял какую-либо фазу ночного мрака, отчего запад — обиталище мёртвых — был его царством[2] .
В поздний период с Анубисом стали отождествлять чёрного пса (одного из богов Дуата) Исдеса., кто в Легенде об Осирисе помогал искать Сета[3] . Греки отождествляли Анубиса с Гермесом (как проводник мёртвых в Загробный мир)[6] [5] [8] , иногда с Кроном [3] .
Первоначально (согласно «Текстам пирамид ») Анубис был единственным судьёй мёртвых в Дуате , но эта высокая должность с конца Древнего царства (конец 3-го тысячелетия до н. э.) узурпировалась Осирисом (считавшимся умершим фараоном ), перенявшим и титулы Анубиса «владыка запада» (Хентиаменти ), «владыка тех, кто на западе». Анубис в этот же период связывается с мумификацией умерших и погребальными обрядами[2] [3] [5] . Именно Анубис наблюдал за установкой стрелки на коромысле весов и решал, уравновесило ли сердце покойного перо Маат или нет. Бог мудрости Тот принимал решение без возражений, как и советы богов, на которых Гор основывал своё обращение Осирису. В «Книге мёртвых » часто изображено, как Анубис подводит усопшего к весам, на других изображениях весы показаны с навершием в виде головы шакала[2] .
Анубис подготавливал тело покойного к бальзамированию и превращению его в мумию . Затем он возлагал на неё руки и превращал покойника в ах («просветлённого», «блаженного»). Анубис расставлял в погребальной камере детей Гора и давал каждому канопу с внутренностями покойника для их охраны[1] [5] . Анубис заботился о телах умерших и вёл их души по каменистой пустыне запада к месту, где находился рай Осириса . В этой работе ему помогал бог-волк Упуату («тот, кто открывает дороги»)[2] .
В произведении Плутарха «Исида и Осирис» приводится трактовка, в которой Анубис приходился сыном Сета и Нефтиды, который был найден и воспитан Исидой[9] . Также он сравнивает Анубиса с Гекатой — божеством, общим для небес и преисподней; считает, что Анубис обозначает время. Плутарх считал, что одно имя Анубиса выражает отношение к высшему, а второе Германубис (др.-греч. Ἑρμανοῦβις ) — к низшему миру[2] . Германубис в античной мифологии сочетал в себе внешность Гермеса (древнегреческая мифология ) и Анубиса (древнеегипетская мифология )[10] [11] , был сыном Осириса и Нефтиды и разделял обязанности Анубиса (проводник душ)[12] .
Страбон упоминает, что Анубис — египетское божество, почитаемое в XVII (Кинополисском) верхнеегипетском номе [13] . Согласно Вергилию , Анубис изображён на щите Энея [14] . Ювенал упоминает о почитании божества в Риме [15] .