В музее-заповеднике «Царицыно» проходит большая выставка, рассказывающая о художественной керамике XX — начала XXI века, ставшая продолжением проекта «Год керамики в Царицыне», который с успехом прошел в 2019 году. В экспозицию вошло более 165 предметов из российских музеев и частных собраний, в том числе работы Фернана Леже, Пабло Пикассо, Михаила Врубеля, Константина Сомова, Владимира Цивина, Михаила Копылкова, Елены Хлендовска, Анастасии Чариной, Елены Скворцовой, Василия Шлычкова, Екатерины Сухаревой и других художников.
Выставка разместилась в десяти залах, по замыслу кураторов Татьяны Пунанс, Юлии Киселевой и Виктории Петуховой экспозиция в каждом зале задает важные вопросы и пытается на них ответить: может ли керамика считаться высоким искусством? Можно ли языком керамики говорить на «вечные темы»? Может ли быть керамика остросоциальной? Есть ли преемственность в стилистике между советской и современной керамикой? Зачем нужна керамика в доме? Ваза для цветов или цветы для вазы?
С избранными экспонатами выставки журнал об искусстве Точка ART знакомит читателей в рубрике «Экскурсия для чтения» .
Зал 4. Большие темы
Некоторые люди относятся к занятиям керамикой как к хобби или арт-терапии. Выставка же говорит об искусстве. Керамика в этом плане серьезно заявила о себе еще во времена Возрождения, достаточно вспомнить французского художника Бернара Палисси (1510–1589). С XVI века в разных странах появлялись керамические произведения бесспорно высочайшего художественного уровня, зачастую совсем не утилитарного свойства.
В Советском Союзе в начале 60-х годов XX века керамика охотно откликалась на обновленные культурные запросы, в очередной раз явив свою удивительную способность к разговору на разных языках, быть многосложной и в то же время доступной. Возможный уход от жесткой идеологии, иносказательность и образность, красота и волшебство материала, его доступность и широкое применение в отделке как интерьеров зданий, так и внешнего облика городских улиц, площадей, парков — все это вывело художественную керамику на аванпост советского искусства и обеспечило ей необыкновенную популярность у зрителя. Керамика заняла достойное место в ряду других видов изобразительного искусства. Остается такой и по сей день.
Любовь, родительство, вера, героизм, экология, эстетические переживания — все важные человеческие темы здесь, в четвертом зале. Керамисты фиксируют нерв современной жизни, сохраняя самобытность своего искусства: обнимающая спящего ребенка счастливая мать Валентины Кузнецовой, лиричные гастарбайтеры Елены Скворцовой, «Колесо фортуны» Юрия Мамалыгина — все эти работы заставляют задуматься, волнуют и вызывают определенный переживания не меньше, чем произведения живописи, скульптуры, театра или литературы.
Зал 5. Большие имена
В XX веке многие известные художники брали в руки глину. Пабло Пикассо, Фернан Леже, Михаил Врубель, Александр Головин, Константин Сомов искали в керамике новые возможности, расширяя свои творческие границы. Для зрелого Пикассо глина стала новой игрой и новой профессией, философией, неиссякаемым источником радости, подтверждая слова о том, что для творческой личности нет понятия «поздно». Знаменитый французский художник, скульптор и график Фернан Леже говорил: «Надо, чтобы цвет вторгался в жизнь людей. Цвет приносит радость». В 1950-е годы Леже решил создавать керамические скульптуры большого формата, мечтая о том, что искусство «захватит» общественные места. Детские сады, библиотеки и парки необходимо, по мнению художника, «наполнить искусством».
В зале «Большие имена» рядом с «Совой» и «Бородачом» Пабло Пикассо из Ульяновского областного художественного музея можно увидеть «Курицу» Александра Головина из музея-заповедника «Абрамцево» и рельеф Фернана Леже из царицынской коллекции. А также кувшин Михаила Врубеля, принадлежавший когда-то Федору Шаляпину, и чувственную фарфоровую статуэтку «Нежность» Константина Сомова из Музея театрального и музыкального искусства в Санкт-Петербурге.
Имена некоторых художников второй половины XX века тоже останутся в истории керамики. В этом зале представлены работы Александра Задорина («Автопортрет», «Реставрация») и Николая Туркина («Бюст»), которые по праву считаются классиками отечественной керамики. Художники многогранного таланта, они были высококлассными профессионалами как в техниках декоративно-прикладного искусства — лепке и нанесении глазури, — так и в живописи маслом и графике.
Зал 6. Группа «Одна композиция»
Целый выставочный зал посвящен ленинградской художественной группе «Одна композиция». История современной отечественной керамики не может быть полной без рассказа о ней. В середине 1970-х годов ленинградские керамисты создали феномен, ныне называемый «авторской» или «станковой» керамикой. Художники-керамисты обучались в художественных вузах наравне со скульпторами, живописцами и графиками. Однако в советское время применение полученным навыкам они могли найти только на производствах. По всему СССР работали фаянсовые и фарфоровые фабрики, где мастера-керамисты создавали модели для тиражирования. Такая работа, безусловно творческая, была жестко регламентирована требованиями художественных советов и нормами производства.
Постепенно художественная самоценность керамики стала все чаще обсуждаться среди профессионалов. Окончательно это движение выкристаллизовалось в среде художников ленинградских экспериментальных мастерских Комбината декоративно-прикладных искусств, где в 1970-е годы работала группа молодых мастеров, выпускников Владимира Васильковского, преподавателя кафедры керамики Ленинградского высшего художественно-промышленного училища имени В. И. Мухиной: Владимир Гориславцев, Анатолий Громов, Нина и Александр Гущины, Александр Задорин, Михаил Копылков, Геннадий Корнилов, Ольга Некрасова-Каратеева, Наталья Ротанова, Наталья Савинова, Лев Солодков, Владимир Цивин, Василий Цыганков. В их уникальных авторских произведениях из глины главным был художественный образ, а не прикладная функция предмета.
Получив в 1977 году возможность сделать в стенах Ленинградского отделения СХ СССР первую (закрытую) выставку «без цензуры», они совершили настоящий переворот в искусстве керамики. Количество участников не ограничивалось, но из-за небольшой площади зала каждый мог показать лишь одну композицию. Отсюда и название группы — «Одна композиция». На выставке предстали оригинальные работы, часто парадоксальные по замыслу и неожиданные по форме; сложные технологически.
Затем с 1977 по 1986 год выставки группы «Одна композиция» проходили в стенах Ленинградского отделения Союза художников СССР. В 1986 году группа распалась, но ее влияние на развитие искусства керамики в нашей стране и сейчас остается очень значительным. Художники группы «Одна композиция» внесли огромный вклад в утверждение права керамики выйти за пределы прикладного творчества и представлять собой самостоятельное направление в актуальном художественном процессе.
Большинство работ «Одной композиции» хранятся в Петербурге — так, из Русского музея в «Царицыно» в том числе привезли композицию «Стая» Михаила Копылкова и «Влюбленных» Владимира Цивина.
Полный текст статьи читайте здесь: https://magazineart.art/exhibition/glinjanyh-del-mastera-v-caricyno-gid-po-vystavke-keramika-paradoksy/