Найти тему
Art'n'fact

Архип Куинджи: много загадок и кража картины

Оглавление

Зрители заглядывали за оборот его картин, ожидая увидеть там лампу - настолько прекрасно художник владел цветом и светом. А еще его жизнь пронизана загадочностью и недосказанностью, начиная с даты его рождения - исследователи обнаружили три паспорта, в каком из них настоящая дата рождения подлинно не известно до сих пор.

Фото Архипа Куинджи, 1870-е
Фото Архипа Куинджи, 1870-е
Из книги "Архип Куинжи" Виталия Манина:

Физик Петрушевский сконструировал спектрофотометр – прибор, позволяющий определить чувствительность глаза. И пригласил передвижников проверить себя. Вот что вышло: «Куинджи побивал рекорд в чувствительности к нюансом тонов до идеальных тонкостей, а у некоторых товарищей до смеху была груба эта чувствительность». Он действительно видел иначе – от природы.

Христос в Гефсиманском саду, 1901. Работа позднего Куинджи, одна из моих любимых
Христос в Гефсиманском саду, 1901. Работа позднего Куинджи, одна из моих любимых

Путь к искусству

Точная дата рождения Архипа Куинджи неизвестна, различные архивные источники указывают разные, но все начала 1840-x, за год рождения принято считать 1842. Исследователями было найдено три паспорта с 1841, 1842 и 1843 годами рождения, предполагают, что они были необходимы либо для раннего устройства на работу, либо для повторного поступления в Академию художеств.
Архип родился в Мариуполе в семье сапожника, к пяти годам осиротел и был вынужден зарабатывать себе на жизнь всем, считая кирпичи и пася гусей.

Кстати, Архип не очень охотно считал кирпичи, предназначенные для строительства церкви, но зато с большим удовольствием рисовал в книге, предназначенной для учета

Куинджи учится грамоте у грека, а затем ходит в местную школу. С успеваемостью у него большие проблемы, зато имеет абсолютный успех с творческим потенциалом. Архип продолжает рисовать на всем, что попадается под руку.

В 1855 году юный художник, на тот момент ему было примерно 13 лет, отправляется учиться художественному ремеслу в Феодосию к проживающему там Айвазовскому. Существует мнение, что основы художественных навыков Куинджи получил от Адольфа Фесслера, который копировал картины известного мариниста в его мастерской.

Юный Архип живет во дворе под навесом, носит растянутую одежду, из которой он вырос, а черную копну волос прикрывает соломенной шляпой.

Адольф Фесслер. Ялта, 1869. Обратите внимание на свет и цвет, создается впечатление, что Куинджи с удовольствием позаимствовал этот навык, приумножив и гиперболизировав его в своих работах
Адольф Фесслер. Ялта, 1869. Обратите внимание на свет и цвет, создается впечатление, что Куинджи с удовольствием позаимствовал этот навык, приумножив и гиперболизировав его в своих работах
Сам Айвазовский оказался для Архипа сомнительным учителем живописи и доверял замешивать краски, а однажды даже разрешил покрасить забор.

Архип возвращается в Мариуполь, где работает ретушером у местного фотографа, затем переезжает в Одессу, где зарабатывает на жизнь тем же самым.
В 1865, то есть примерно в 23 года, Куинджи решает поступить в Санкт-Петербургскую Академию художеств, но терпит фиаско. На год позже его картина
Татарская деревня при лунном освещении на южном берегу Крыма привлекает внимание Совета Академии художеств и успешно получает звание Свободного художника, а затем закрепляет его с трудом полученным дипломом, что обеспечивает ему признание в кругу художников.

Сама "Татарская деревня..." не дошла до наших дней и была утеряна во время Великой Отечественной войны. Сохранилась только ее фотокопия.
Сама "Татарская деревня..." не дошла до наших дней и была утеряна во время Великой Отечественной войны. Сохранилась только ее фотокопия.

Напомню, что Куинджи так и не смог получить достойное образование и ему объективно не хватало знаний для успешной сдачи всех экзаменов. Он нашел выход из положения - подал прошение о сдаче только основных дисциплин. Разрешение было получено, а Архип приложил все усилия и успешно сдал экзамены.

Для сдачи экзаменов Архип был вынужден вернуться в Мариуполь для получения ВНЖ. Так его описала городская управа:
Лета 28;
Рост 2 ар[шина] 6 вер[шков]
Волосы, брови темно-русые Глаза карие
Нос, рот, подбородок умеренные Лицо чистое

Первый период творчества Куинджи знаменуется сильным влиянием Айвазовского. Написанные в этот период картины Татарская деревня при лунном освещении на южном берегу Крыма (1868), Рыбачья хижина на берегу Азовского моря, Буря на Черном море при закате солнца (обе — 1869), Вид реки Кальчик в Екатеринославской губернии (1870) были утеряны.

Одна из сохранившихся картин - "Вид Исаакиевского собора при лунном освещении", 1869. Уже тогда Куинджи начали упрекать в том, что он хитрит с используемыми материалами.
Одна из сохранившихся картин - "Вид Исаакиевского собора при лунном освещении", 1869. Уже тогда Куинджи начали упрекать в том, что он хитрит с используемыми материалами.

В следующих картинах художник пытается передать атмосферу и ощущения происходящего, а также начинает вкладывать все больше социальной тематики в свои работы. В 1870 году Архип, увлеченный идеями передвижников, вступает в их общество. Именно под передвижническим влиянием - "показать жизнь без прикрас" - и были написаны картины ниже.

Далее художник отступает от своей привычной манеры и создает работу "Украинская ночь", после этого его принимают в Товарищество передвижников. Помимо восхищения Куинджи начинает получать множество критики, граничащей с выдумками. Его упрекают в использовании секретных красок, перламутра, подсветки с обратной стороны картин - вещественных доказательств этому не находят.
Также художник получает критику за свою манеру живописи - контрастную и яркую.

В сторону работ Куинджи поступает анонимная критика с аналогичными упреками и поиском иных причин популярности художника кроме его мастерства. Эти очерки публикуются в издании "Молва", а их автор вскоре оказывается найден. Им оказывается коллега Архипа Куинджи по Товариществу и знатный завистник Клодт.
Украинская ночь, 1876. Экспонируясь в Париже, получила огромной успех у зарубежной публики.
Украинская ночь, 1876. Экспонируясь в Париже, получила огромной успех у зарубежной публики.

Несмотря на предательство и выход из Товарищества, Куинджи продолжает набирать популярность, его больше не сравнивают с представителями передвижников, отдавая внимание только его работам. Вместе с популярностью увеличивается и его доход. Его работу "Лунная ночь на Днепре" покупает Великий князь Константин Константинович Романов, который везет ее с собой в кругосветное путешествие.

Зная ,что такое нищета, Куинджи тратит заработанные деньги на благотворительность огромную часть своего дохода, а также финансирует стипендии Академии художеств. Часть прибыли поступает от арендаторов доходного дома, купленного прежде в Санкт-Петербурге

Период затворничества

После выставки двух картин, вышеупомянутой "Лунной ночи на Днепре" и "Березовой рощи", художник пропадает на 20 лет. Предполагается, что Куинджи принимает такое решение из-за усталости от перманентной критики. В 1886 году он покупает участок в Крыму и первое время живет вместе со своей женой в шалаше .

Куинджи не подпускает к себе никого, больше не экспонируется, но продолжает работу и эксперименты с краской. Он любит добавлять в краску асфальт, что негативно сказывается на долговечности работ.

В 1888 году художник отправляется на Кавказ и создает серию полотен. В этих работах прослеживается философия пейзажа и монументальность природы по сравнению с человеческим естеством.

Дохода с продажи картин больше нет, и Куинджи покупает с торгов доходный дом, ремонтирует и сдает. Сам дом Куинджи постепенно оживает - к нему начинают тянуться ученики.

Куинджи учредил конкурс работ с фондом 100 тысяч рублей. К слову стоимость участка, ранее купленного Куинджи составляла 30 тысяч.
За два года до смерти основал фонд помощи художникам.

В 1894 году Архип Куинджи ставится профессором Академии, но вскоре оказывается уволен за поддержку революционных настроений студентов.

Куинджи с учениками, 1986
Куинджи с учениками, 1986

Несмотря на большой заработок, художник жил весьма скромно и был добрейшей души человеком: безумно любил природу (да так, что боялся потоптать траву), с детства выхаживал больных птиц, обожал своих учеников и никогда не жалел для них денег. После его смерти в 1910 году при описи имущества было зафиксировано следующее:

«Гостиная: один диван, два кресла и восемь стульев мягких, один рояль. Столовая: один буфет, обеденный стол и двенадцать стульев. Мастерская: четыре мольберта, один этюдник, стенное зеркало в деревянной раме, скрипка в футляре»

Кража работы из Третьяковской галереи

В январе 2019 года в Москве произошел беспрецедентный случай: с выставки, посвященной Архипу Куинджи, было украдено полотно "Ай-Петри. Крым". Невозмутимости вора можно было позавидовать - из записей камер видеонаблюдения видно, как похититель спокойно снимает работу со стены, вынимает из рамки, покидает здание и уезжает на собственной машине.

Похищенная картина Архипа Куинджи
Похищенная картина Архипа Куинджи

Похитителя задержали спустя 10 дней после преступления, он был осужден на 3 года колонии. Вор мотивировал свое преступление желанием привлечь к себе внимание (видимо, уже имеющееся к нему внимание со стороны правоохранительных органов за хранение наркотиков его не очень-то устраивало).

Кстати, вот фото той самой картины, сделанное мной незадолго до ее похищения)

Входит ли Архип Куинджи в число ваших любимых художников? Чего не знали о нем прежде?