В романе «Лампа Мафусаила, или Крайняя битва чекистов с масонами»(издательство ЭКСМО) Пелевин взялся объяснить всё-всё-всё про доллар, масонский заговор, роль России в мире, а также попутно «выпороть» феминисток-лесбиянок и спрогнозировать начало третьей мировой войны.
Оказывается, американцам и русским издавна помогают две враждующие расы инопланетян: рептилоиды-феминистки и некие «бородачи». С ними люди контактируют по обе стороны Атлантики: человечество представлено масонами и чекистами соответственно. При этом всё происходящее в мире всё равно управляется долларом, то есть США побеждает. Дело в том, что благодетели- «бородачи» живут в прошлом и будущем, но никак не в настоящем. То есть у России великое прошлое и не менее великое будущее, но в настоящем чекисты всё равно вынуждены следовать за валютным потоком.
Сюжет книги скачет по хронологии: из XXI века в XIX, оттуда в XX и снова в недалёкое будущее. Роман состоит из четырёх связанных между собой частей, действие которых происходит в разные эпохи. Три поколения семьи Можайских из века в век оказываются втянутыми в борьбу с масонским заговором. Стоит отметить, что Пелевин-стилист тут оказался на высоте. Каждая из частей книги написана в своем литературном стиле, делающим ее непохожую на три другие фрагмента книги.
Первая часть книги – «Золотой жук» – с подзаголовком «производственная повесть» написана от лица трейдера по имени Кримпай, живущего в наши дни. Он играет на бирже, управляя активами генерала ФСБ Капустина. Крим (сокращённый вариант имени главного героя) покупает для своего клиента золото, которое тут же обвально падает в цене – то есть теряет фантастически большую сумму чужих денег. Запаниковавший трейдер по пелевинской традиции ищет спасения в волшебных пилюлях, открывающих ему тайный, метафизический смысл финансовых и золотых потоков, а также всю суть современной мировой экономики.
Вторая часть романа – «Самолёт Можайского» (по авторскому определению, «космическая драма») - точная и ироничная стилизация под прозу ХIХ века, рассказывающая о противостоянии отечественных чекистов страшному вселенскому заговору лесбиянок. На дворе вторая половина XIX века, проигравшийся дворянин Можайский (прапрадед Кримпая) уныло и беспробудно пьёт в своей усадьбе, и тут ему выпадает уникальный шанс спасти Отечество. Возможность сделаться героем ему предоставляют доблестные чекисты, прибывшие в прошлое из XXI века. Чтобы спасти Родину, нужно подтасовать историю и создать видимость, будто первый самолёт был изобретен не американцами братьями Райт, а подданным Российской империи. Помешать мухлежу пытаются невероятно злобные и противные космические рептилии-лесбиянки, играющие на стороне американцев. Впрочем, русские checkисты тоже имеют поддержку в «верхах»: за них выступает древняя космическая раса «бородачей».
Третья часть «Храмлаг. Исторический очерк» рассказывает о судьбах русских масонов после революции: их сослали в лагерь на Новую Землю и поставили задачу воссоздать Храм Соломона – то есть построить портал для нового явления Бога на земле. Дело весьма успешно продвигалось, но, к сожалению, истинные масоны быстро вымерли, и их преемниками стали обыкновенные урки-уголовники, которые, однако, успели урвать и унаследовать часть священных знаний – недостаточную, чтобы завершить работу. Знания передавались в виде блатных татуировок. Последним хранителем истинного масонства и информатором «компетентных органов» в Храмлаге был Мафусаил Можайский, прадед Кримпая, но и он оказался не вечным.
К огда все масоны повывелись, Россия разучилась вести диалог с мировым масонским сообществом, разруливающим судьбоносные вопросы планетарного масштаба. Поэтому все основные вопросы с тех пор решают без нас. Наладить прервавшуюся коммуникацию предстоит генералу ФСБ Капустину в заключительной, четвёртой части книги, которая так и называется: «Подвиг Капустина. Оперативный этюд». Чекисту удаётся добиться высокой аудиенции, на которой ему и объясняют, какая роль отводится России и её руководству в современном мире. Мировое масонство, в отличие от «храмлаговцев», в буквальном смысле на собственных шкурах выводивших формулу встречи с Богом, не ищет новой встречи с высшим существом, а бросает все силы на поддержание хрупкого мирового финансового равновесия.
Пожалуй, никто, кроме Пелевина, не смог бы увязать в одном тексте чекистов, лесбиянок, золото, вату, либералов, телеканал «Дождь», логотип РБК, золотых рыбок, водку, гомосексуалистов, Крым, чертей, трейдеров, масонов и сложить из всего этого богатства внятную мифологическую конструкцию, весьма наглядно и доходчиво объясняющую, что происходит в мире. Карикатурный мир Пелевина доллароцентричен и держится на вере в американскую валюту, как бы это ни было противно русско-чекистскому духу.