Группе будущих переводчиков, в которой занимается моя самая младшая дочь, студентка лингвистического отделения университета, мудрый преподаватель в качестве практики раздал статьи американских и английских политологов, культурологов – переводите! Дочке достался отрывок из книги С. Хантингтона. Перевод показался мне очень интересным теми мыслями, которые высказывает автор. Вот смотрите, что он утверждает:
Арабский Восток, являясь ядром исламской цивилизации, имеет свои особенности, связанные с исторической традицией, свою систему ценностей, сформировавшийся архетип человека.
К особенностям арабской традиции можно отнести:
- принципиальную медлительность развития всех сторон жизни, явное настороженное отношение к любым переменам;
- абсолютное убеждение в том, что религиозные ценности выше любых других;
- приверженность религии, доходящая до фанатизма;
- полная невосприимчивость к западным ценностям (прежде всего духовным);
- сформировавшееся стойкое убеждение в необходимости авторитарного лидера.
В системе мировых современных цивилизаций геополитическое положение арабского (исламского) мира можно охарактеризовать следующим образом:
Гигантский исламский мир, насчитывающий свыше 1,5 миллиардов человек, не нашёл своего места в геополитической системе мира ХХІ века в качестве мировой цивилизации.
Это объясняется тем, что весь арабский Восток (как и весь исламский мир) не имеет собственного представления о своём пути в будущее – можно сказать, что мир ислама живёт принципом отвержения западного пути развития, но собственного пути не провозглашает, довольствуясь формулировкой: «Не хотим жить так, как вы, будем жить так, как жили предки», – такой путь в ХХІ веке бесперспективен.
Можно отметить, что арабы не выработали приемлемую формулу соединения современного направления развития и исторической памяти, вековых традиций, важных для общества, религии. Современные китайцы, индусы, японцы сумели объединить в проекте будущего традиции прошлого и требования современности – в этом причина их успеха.
Именно поэтому складывается ситуация, когда арабский Восток в хозяйстве планеты прочно воспринимается как «мировая деревня», которая снабжает сырьём, предельно дешёвыми рабочими руками государства Запада, а теперь уже и стремительно развивающиеся страны Востока.
Возникает ситуация, когда 21 страна арабского мира по своему совместному ВВП приближается к ВВП Испании (не самой могучей и промышленно развитой страны Европы).
После распада СССР и отказа РФ ориентироваться на коммунистические (социалистические) идеалы складывавшаяся под влиянием советской идеологии и промышленно-финансовой помощи арабская модель социализма рухнула, а нового пути создано не было.
Возникла ситуация, когда страны арабского мира оказались непривлекательны для инвестирования, более того, собственно арабские финансы утекают из стран: в последние 10 лет внутренние инвестиции в арабских странах составляют 10 – 12 миллиардов долларов, а сами арабские страны инвестировали вовне более 1 триллиона долларов.
Всё это приводит к осложнению социально-экономического положения огромного региона:
- каждый шестой мужчина-араб безработный (учтём, что женщины заняты только домашним хозяйством);
- молодёжь и женщины в странах арабского востока в интеллектуальном развитии серьёзно отстают от таких же слоёв населения других регионов планеты, причём почти 40% детей школьного возраста (до 18 лет) школы не посещают совсем, а большая часть женщин просто не умеет читать, что приводит к ситуации, когда необразованным и малограмотным населением с лёгкостью можно манипулировать;
- возникает кипящий котёл: огромный слой малообразованного, фанатично религиозного молодого поколения, которое воспринимает западный уровень жизни, быта и культуры, с которым знакомится, как вызов, несправедливость, которую нужно устранить (и если потребуется, то и силой!)
Возникает ситуация, когда арабский мир, воспринимаемый как историческое ядро исламской цивилизации, отстаёт от мира Запада и в образовании, и в науке, не выдвинув собственной концепции развития. А поэтому служит объектом для других, глобальных сил: Северной Америки, Западной Европы и Китая, которые явно встраивают арабский Восток в свои глобальные планы.
Да, обладание сырьевыми богатствами даёт возможность создать благополучное материальное положение населения, но сырьевой тип экономики замораживает развитие производства, образования, науки, культуры, ведёт к неспособности правящих элит соединить духовную сторону жизни, религию, с модернизацией экономики и демократизацией общества, а значит, тормозит развитие самого общества и людей, в него входящих.
Если эти проблемы не решать, они только обострятся, приводя к системному кризису.
А потом я заменил слова «арабский Восток, исламский мир» на РФ – и поразился! А у вас не появится желание сопоставить размышления о Востоке с положением в нашей стране?