Уже более 400 лет русские живут в Сибири постоянно, и их культура приобрела некоторые особые, характерные только русским сибирякам особые черты.
Настоящими сибирскими старожилами считают «чалдонов» (челдонов), потомков первых засельщиков новых земель, первопроходцев. Почти все были из северных областей России. Изначально старожилами называли тех, кто проживал в Сибири к 1861г., к началу массового добровольного переселения крестьян Центральной России. Но уже во второй половине XIX в. сибиряки считали старожилами тех, кто прожил здесь 25 и более лет. Села и деревни, возникшие четверть века назад, также причисляли к старожильческим. За четверть века переселенец «вживался в образ старожила, терял связь с родными краями, через детей «роднился» со старожилами, а дети его считали себя сибиряками и о родине отцов знали понаслышке. Хозяйство крестьянина за такой срок давно уже становилось средним или зажиточным. Но все же, по сибирским понятиям, наиболее важной была связь через кладбище, через «могилки»: за 25—30 лет родственники переселенца находили вечный приют на сибирской земле…"
Большинство старожильческих семей вели начало от одного предка, одного из первых засельщиков края. Распространены и сейчас такие фамилии старожилов, как Чащины, Потылицины, Патрушевы, Брюхановы, Черкашины, Литвиновы, Лалетины, Юшковы, Туровы, Привалихины и т.д.
«Первобытными русскими жителями Енисейской губернии» являются русские казаки. Казаки создавали поселения, где помимо исполнения своих прямых обязанностей занимались и чисто крестьянским трудом. Они пахали землю, заводили скот, строили заимки на местах, «удобных для хлебного обзаводу», охотились на пушного зверя и ловили рыбу, заводили нужные в хозяйстве промыслы и ремесла, они же первыми открыли торговлю с инородческим населением".
В 30-е годы ХVIII в. возникло пять деревень, основанных выходцами из Енисейского уезда: помимо деревни Муртинская, ставшей связующим звеном между Енисейским и Красноярским острогами,это Кантатская и Малая Кантатская, Быстрая, Мингульская. Большую часть населения составляли казаки и посадские. Посадские жили в деревнях Пакулева, Туранская, Ермакова, Юшкова и Кайгородок. Деревня Тигино была основана ссыльными казаками в 1776г. Д.Комарово образована в 1820г. в результате переселения части жителей из д. Береговая Подъёмная. В обеих деревнях большинство русских поселенцев.
В XIX в., несмотря на то, что возрос приток в край вольных переселенцев и ссыльных, естественный прирост, как и в XVIII в., оставался главным источником увеличения численности населения. Условия жизни здесь были лучше, чем в Центральной России, рождаемость в Сибири была близка к биологическому максимуму. Каждая женщина рожала 15—20 раз. И хотя выживал лишь каждый четвертый, естественный прирост перекрывал своими масштабами и вольные переселения, и ссылку.
От организованного переселения конца XIX и первых годов XX вв. переселенческая политика П.А. Столыпина отличалась большей продуманностью и привлекательностью для самих переселенцев.
Исследователи, изучавшие жизнь переселенцев, отмечали, что рост их благосостояния начинался после 12-15-ти лет хозяйствования на новом месте. Трудолюбие и упорство переселенцев рождало экономическую стабильность их семей.
На увеличение числа русских поселенцев сказались следующие процессы, происходившие в стране: 1920-26гг. – крестьянская ссылка (раскулачивание), 1939 – 50гг. – массовые депортации (враги народа), 1960 – 80гг. – трудовая миграция на строительные объекты района, 1990-ые гг. – возвращение русских из бывших союзных республик.
Русские в Большемуртинском районе являются титульной нацией. По переписи населения русских проживает 14500 человек из 18100 жителей. Большинство из них – коренные сибиряки, потомки тех, кто в сложнейших условиях осваивал Сибирь.
Русский народ - тысячелетний земледелец, отличающийся повышенной долей творческого начала в любом деле. Ведь крестьянский труд предполагает наличие большего творчества. Наверное, поэтому многие сибиряки оказались выдающимися людьми, не только в экономике, но в художественном творчестве, литературе, искусстве, науке. И так было ещё задолго до нашего времени. Уже императрица Екатерина II, которая в мужчинах толк знала, говорила: «Умён и лукав, как сибиряк»! А ведь лукавство - это гибкость ума и юмор.
Нынешний сибиряк - это квинтэссенция классического русского человека, представителя русской титульной нации. В то же время он во многом является стержнем современного российского народа. Ведь у нас накоплен огромный опыт межнационального общения. Сибирский характер — это не только выносливость и неприхотливость, которую так ценили на войне. Сибиряк более рационален, расчетлив, практичен, для него характерны инициативность и самостоятельность. Патриотизм по-сибирски – это и верность традициям, благодаря которым последующие поколения адаптированы к суровым климатическим и иным условиям, верность сохраняющимся праздникам, обычаям и правилам поведения в обществе. Патриотизм означает и чувство долга, верность данному слову, стремление к улучшению жизни на этой земле.