Всем привет!
Решил в этой публикации осветить сегмент рынка масштабных моделей-несборных, готовых и окрашенных, "журналок". Ведь каждый из нас хотел бы себе иметь коллекцию автомобилей на полке. Об истории советского моделизма можно написать целую книгу, но мы этой темы мы коснемся вскользь, просто зададим точку отсчета. И тем сам посмотрим, что предлагает рынок сейчас и какими фирмами он представлен.
Для начала немного истории:
Массовое производство масштабных моделей автомобилей в СССР началось в середине 70-х на саратовском предприятии «Тантал» (впоследствии выпуск был передан дочерней структуре «Радон» / «Агат» / «Моссар»). Первенцем стал Москвич-408, который уже производился Британской фирмой Динки Тойз. Дальнейшие модели изготавливались на основе чертежей автомобилей из заводов-изготовителей. В первую очередь, изготавливались машины нашего автопрома в 43-м масштабе – самые желанные у советских пацанов. Самая крутая модель была-это внедорожник "Нива" с рабочей подвеской и поворачивающимися колесами
Но в начале 90-х Советский Союз распался. В связи с переходом страны на "Рыночные рельсы", появилась куча дельцов-"предпринимателей". Появились изготовленные на коленке иномарки, ЗИЛы, ЗИСы и прочие "шедевры", качество которых было не очень высоко . Но российский коллеционер желал отечественных автомобилей. А рынок их дать не мог в связи с гиперинфляцией.
Но ситуация улучшилась в 2009 году, когда на рынок коллекционных моделей зашло итальянское издательство ДеАгостини. За качество и мелкие недочеты их не ругал только ленивый-основное производство моделей располагалось в Китае. Но цена в 300 рублей компенсировала недостаток качества. А значит-полки наполнялись коллекционными моделями.
Из-за доступности журнальные серии продавались в ларьках. Спрос был-из-за дешевизны журналы и коллекционные модели автомобилей приобретались теми, кто раньше не увлекался ни моделизмом, ни коллекционированием. Под шумок продавцы втюхивали новоявленным неофитам коллекционирования дорогущие полки для моделей и стеллажи для журналов.
Ассортимент издаваемых журналов и моделей был широк. Встречались мелкосерийные копии автомобилей, что несомненно подогревало спрос у покупателей.
Но экономика дама непостоянная. Покупатель "наелся" продукцией. К сотому выпуску "Автолегенд" отвалились неофиты, к двухсотому- и опытные коллекционеры. Но итальянцы нашли способ вновь заинтересовать своих почитателей, запустив еще несколько серий:
-«Автомобиль на службе»
-«Автолегенды СССР. Лучшее»
-«Автолегенды СССР. Грузовики»
Покупке данной продукции сопутствовала также агрессивная реклама по центральным каналам ТВ и в интернете. Красивые кадры и картинка с отцом и ребенком подкупало и заставляло пройтис до киоска Роспечати чтобы купить новый выпуск, либо оформить подписку на сайте. Но в этом были и плюсы-одни только журнальные коллекционные модели дали то разнообразие советской техники, о котором они прежде не могли и мечтать
Для более привередливых покупателей появились производители в среднем и высоком ценовом сегменте. Да, они также производятся на китайских станках, но более детализировано и лучше по качеству.
Хотите подороже и покачественнее? Тут на помощь спешат китайские производители! Гонконгская фирма Dip Model например изготавливает высокоточные копии в масштабе 1:43 из смолы и металла. Цены на модели этого производителя доходят до 10-15000 за модель. Но оно стоит того-детализация, подставки и боксы для моделей показывают принадлежность их к премиум-классу.
Спешу отметить, что ассртимент DiP Models довольно разнообразен и постоянно обновляемый. Особенно удивляют модели мотоциклов в 43-м масштабе-довольно тонкая работа. Есть конечно огрехи в пропорциях кузова и геометрии модели.
Стоит отметить клиентоориентированность фирмы, рассказав один пример. Узнав, что коллекционеры недовольны слишком толстыми стойками зеркал заднего вида на модели ГАЗ-53, были выпущены наборы фототравления с более тонкими стойками и положены в набор с моделью.
Кстати, наши коллекционеры помешаны на реалистичности. Они не хотят видеть чистенькие машинки только что сошедшие с конвейера. Они хотят видеть запыленные, с подтеками масла модели. На этот случай есть компания СарЛаб, которая занимается приданием моделям следов эксплуатации. Конечно, на огромные продажи они не рассчитывают, но занимаются на заказ.
Одним из лидеров коллекционных моделей являются костромичи Start Scale Models (SSM).Естественно, производство моделей не обходится без участия Китая. И это яркий пример рашн-бизнеса.
-Под главным лейблом SSM продаются модели премиум-сегмента доходящие по ценнику до 10000 рублей .
-Под маркой «Автоистория» -более упрощенные модели в ценовом диапазоне до 2-3000 рублей, но без пластикового бокса. Упаковывается в картонную коробку.
-Под маркой «Наши грузовики» -еще более простые модели. Причем они являются слегка измененными клонами моделей из "Автолегенд". Цена-до 1000 рублей.
Одну и ту же модель упрощая и усложняя ее они умудряются продать 3-4 раза! У дорогих моделей лучше отделка (больше деталей, элементы из фототравления), зато у машинок из линейки «Автоистория» часто лучше геометрия и более реалистичные цвета, а журнальная серия дешевле, но не всегда хуже
Доходит до смешного. Для журнальной серии модель КАМАЗ-5320 костромичи добились упрощение модели путем ее усложнения-в оригинальной элекомовской модели откидывается кабина. В журнальной версии сделали винты на кабине чтобы она не откидывалась. Тип хотите чтоб откидывалась-покупайте дорогую SSM. Но коллекционеры быстро раскусили-отвинтили винты и сделали модель с откидывающейся кабиной.
Огромный ассортимент советских легковушек представляет еще одна китайская фирма "Ist Models". Производитель использует в моделях элементы фототравления и качественную отделку и раскраску салона автомобиля. Но качество у моделей IST Models скачет. По ценнику-умеренно от 1000 до 2000 рублей.
Ну и самое днище по ценнику-это фирма "Наш Автопром". Продается в любом "Детском Мире". По цене-от 300 до 1000 рублей. Модели по качеству тот же Ist Models, только без фототравления
Также на российском рынке присутствуют фирмы, занимающиеся конверсиями существующих моделей, либо выпуском своих. Либо и тем и другим. Вот самые успешные на мой взгляд из них:
-фирма ICV из города на Неве. Специализируется в основном на ГАЗ-Волга. Имеют в ассортименте от Чайки до Волги-Сайбер
-«Промтрактор» из Челябинска. Естественно, трактора. Как колесные так и гусеничные.
-Украинские TMTmodels. Выпустила полный ассортимент малолитражек ЗАЗ и Таврия
-Nik model. Автобусы, грузовики, спецтехника и их конверсии
Всех перечислять не буду-кого-нибудь забуду. Да и это уже узкий сегмент рынка-такими моделями торгуют далеко не все.
Также в борьбе за кошельки коллекционеров и моделистов борятся стоковые фирмы, предлагающие "улучшайзинги" и афтермаркет-фототравление, смоляные дополнения, которые позволяют сделать конверсию либо как-то улучшить существующую модель.
Так что коллекционерам сейчас доступны практически все модели отечественных автомобилей выпускавшихся когда-либо в СССР. Но на данный момент, никто не выпускает автомобилей произведенных в наше времы-нет "Весты" либо нового УАЗ-Патриот. Эта ниша рынка еще пустует. Так как производители бьют по ностальгии человека-когда-то в детстве он видел у друзей или у дяди коллекцию, сейчас начну собирать свою и скуплю все "Нивы" например
А что вы думаете по этому поводу! Пишите комментарии!
Всем спасибо за внимание!