В нашей стране проведение государственных закупок регулируется следующими законами:
- Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ " О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд " (далее – Закон № 44-ФЗ);
- Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ " О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц ".
Согласно их положениям, именно от Заказчика зависят условия критериев отбора Исполнителя, условия заключаемого контракта, а также добросовестность рассмотрения заявок участников закупки. А это означает, что Заказчик является не только инициатором проводимой государственной закупки, но и фигурой, занимающей главенствующее положение при выборе победителя. К большому сожалению, нередки случаи, когда недобросовестные Заказчики пренебрегают основными принципами законодательства в сфере закупок, путем применения различных схем, направленных на намеренное ограничение конкуренции. Цель данных действий одна – заключить договор именно со «своим исполнителем». С большой долей вероятности можно предполагать, что в данных незаконных мероприятиях присутствует коррупционная составляющая, иначе как объяснить почему Заказчик готов нарушать Законодательство РФ и идти на такие большие риски, связанные с возможностью разоблачения его замысла?
Однако, как показывает наш девятилетний опыт участия в государственных закупках, доказать виновность Заказчика в таких ситуациях – очень, очень сложно или практически невозможно. Должностные лица Заказчиков понимая несовершенство законодательства, умело используют это в своих корыстных интересах и зачастую, уходят от ответственности. А как известно, чувство безнаказанности, всегда вдохновляет на новые нарушения...
Между тем, не стоит забывать, что финансирование нужд государственных и муниципальных Заказчиков происходит из бюджетных средств РФ, сформированных, в том числе, из наших с вами налогов. Следовательно, нецелевое расходование бюджетных средств, инициирование закупок на несуществующие работы, проведение торгов с нарушениями законодательства, выбор «своего исполнителя» и получение за это «денежных откатов» - все это является недопустимыми обстоятельствами, которые следует искоренять из системы государственных закупок.
Так как же распознать недобросовестного Заказчика? Иногда достаточно просто внимательно и вдумчиво ознакомиться с закупочной документацией, проводимой процедуры.
В следующем обзоре мы представим реальные примеры закупок, документация которых вызывает много вопросов.