Младший — это не всегда баловень и, как говорили бабушки, «мазаный». Бывают и такие ситуации, когда младшему от старших так достается, что ребенок впадает в самую натуральную депрессию.
Помнится, в детстве меня всегда удивляло, почему нам (октябрятам) в пример ставили маленького Володю (если кто не понял — будущего В. И. Ульянова-Ленина), что издевался над братом Митей, вроде.
Сейчас я уже не перескажу рассказ дословно, только кратко, суть в том, что дети Ульяновых почему-то часто пели песенку про серого козлика. Ну, там, где остались рожки да ножки от несчастного. И вот брат будущего дедушки всех октябрят, не любил песенку, плакал. А ответственный Володя запрещал ему плакать и заставлял петь — потому что ребенок должен быть смелым!
У меня есть младший брат и я, вроде как, никогда не отличался повышенной сентиментальностью, но такая ситуация (особенно в детстве) меня очень напрягала. Было в ней что-то отвратительно неправильное.
Как и в том, что некоторые (не все, очень некоторые!) старшие ребята из нашей компании гоняли своих младших как сидоровых коз, принеси-подай-пошел нафик- не мешай, и при этом их обижали.
Был такой «герой» у нас во дворе, который постоянно лупил младшего брата, а когда тот плакал, выставлял того перед родителями нюней и жалобщиком.
Учитывая, что «герой» был командиром октябрятского отряда и вообще отличником, гордостью папы и мамы, верили те ему, а не вечно ноющему и жалующемуся братишке. И это было гадко.
Прямо противоположная ситуация тому, когда старших детей делают прислугой и няньками для младших.
Вот только если задуматься — корни и той, и другой лежат в наплевательском отношении к детям.
Знаю, сейчас опять многие сняли тапки и готовятся закричать — какое наплевательское отношение? Их кормят, их одевают, их учат — а что еще надо?
Но наплевательское отношение может быть не только к физическому состоянию детей, но еще — и к их чувствам, и к их психологическому состоянию.
Потому что нам, взрослым, удобно — не замечать проблем детей. У нас своих проблем более, чем достаточно, чтобы думать — хочет ли старший общаться с младшим, не страдает ли младший от нападок старшего, как им вообще вместе — комфортно? Мы живем в своем, каком-то оторванном от реальности мире, полностью забыв свои детские переживания.
А в результате пожинаем… Не только мы, но и дети.