Против кого построена Великая китайская стена?
Как показывают исследования, башкирский род Унлар происходит от гуннов. Это редкий и почти небывалый случай в истории, когда этническое имя имело живых носителей на протяжении 3 тысячелетий. В древнейшем памятнике китайской литературы «Шицзин» под 827 г. до н.э. записано:
В свирепом напоре кидаются гуннов отряды,
И нам торопиться навстречу кочевникам надо…
Так царь свое войско в далекий поход высылает,
Чтоб в царстве его укрепились и мир, и порядок.
К III в. до н. э. походы гуннов принимают вид целенаправленного завоевания Срединной империи, противостоять которому у китайских полководцев уже не хватало сил. Тогда император династии Цинь Шихуан-ди решил вопрос радикально: он приказал построить гигантскую стену вдоль всей северной границы страны. Стена длиной в 4 тыс. километров ценой истощения всех ресурсов страны была построена, но толку от нее было мало, так как гунны все равно проникали внутрь Китая, и пограничные войска, как и прежде, вступали в жестокие схватки с кочевниками. В это время у гуннов появился талантливый и решительный вождь по имени Модэ или Маодунь, которое американский синолог Ф.Хирт считал транскрипцией тюркского имени Багатур. Багатур разбил 320-тысячную китайскую армию и превратил Поднебесную в своего вассала.
Выдающийся китайский поэт Ли Бо, воспевая доблесть гуннов, дал яркий эпитет «небесные гордецы»:
Мчатся кони,
Быстрые, как ветер,
Мы несемся
Сотни храбрецов,
С родиной прощаясь,
В лунном свете,
Чтоб сразить
«Небесных гордецов».
Великий западный поход
Держава Хунну более 300 лет сдерживала Китай, но, в конце концов, развалилась. Однако сломила гуннов далеко не сила оружия, а обольщение мишурным блеском китайской цивилизации. Когда они превратились в потребителей товаров и предметов роскоши, производимых Срединной империей, они заразились китаефильством, и дело их было проиграно.
В свое время китайский перебежчик Чжунхан Юэ предупреждал гуннов об опасности усиления потребительского спроса на китайские товары. Заметив, что они любят китайские шелковые ткани, шелковую вату и съестные продукты, он сказал:
«Численность гуннов не может сравниться с численностью населения одной ханьской области, но они сильны отличием в одежде и пище, в которых не зависят от [империи] Хань. Ныне вы, изменяя обычаям, проявляете любовь к ханьским изделиям, но если только две десятых ханьских изделий попадут к гуннам, то все гунны признают над собой власть Хань».
Так и произошло. За экономической и культурной зависимостью от Китая пришла зависимость политическая. Большая часть гуннов признала власть Китая, но самая непокорные отказались подчиняться и отправились в западный поход. В IV в. их вождем стал Баламир, который сокрушил Аланию и королевство ост-готов в Крыму. В V в. преемником его завоевательной политики стал Аттила, прозванный европейцами «Бичом Божьим». Он сокрушил Римскую империю и создал огромную империю от Урала на востоке до Рейна на западе. Его называли «королем Германии и Скифии».
Бич Божий
В 447 г. Аттила, прикрываясь формальным поводом о выдаче ему гуннских перебежчиков, двинул свою армию на Константинополь. В нескольких сражениях римские войска были разбиты. Восточно-римский император Феодосий II капитулировал, обязался платить огромную дань и согласился на аннексию земель империи южнее Дуная.
Таким образом, как его далекий предшественник Модэ, Аттила сумел превратить крупнейшую империю в своего данника. В 452 году Аттила вторгся в Западно-Римскую империю. Разрушил неприступную до той поры крепость Аквилею. Затем одна за другой пали Мантуя, Верона, Милан, Бергамо. Впереди лежал «Вечный город» Рим. Гуннам ничего не стоило взять его.
Но тут произошел доселе небывалый в истории случай: Аттила вдруг остановился на подступах к «Вечному городу» и добровольно отказался от лежавшей у ног добычи. Оказывается, Сенат и общий сход граждан города незадолго до подхода гуннов постановили послать к их королю папу римского Леона I, известного в истории церкви под именем Леона Великого или Святого. Состоялась встреча. Неизвестно, о чем говорили самый могущественный государь того времени и самый влиятельный человек Запада в ранге «наместника Бога на земле». Аттила лишь сказал, что для него было большой честью принимать «самого мудрого человека в мире».
Башкиры рода Унлар
Башкиры рода Унлар происходят от той части гуннов, которые, отступая во II в. из Китая, закрепились в Семиречье и основали там свое царство Чубан.
В IX в. они вдруг решили вернуться на родину – туда, где их император Багатур (Модэ) основал свою державу, т.е. на территорию Монголии. В конце IX в. их вождь, носивший китайское имя Ли Кхе Юн, за оказанные Срединной империи услуги в войне против мятежников, получил королевское звание (ван), а его сын Ли Цунь-сюй захватил Северный Китай и провозгласил себя императором, вступив на престол в 907 г.
Основанная им империя Хоу-Тан продержалась до 936 г. Ее территорию затем унаследовали другие гуннские державы – Хоу-Цзинь (936–946 гг.) и Бэй-Хань (951–979 гг.).
Занявшие в XII в. степи Центральной Азии монголы, прозвали их население онгутами (корень «ун», т.е. гунн + суффикс множественного числа «гут»).
В XIII веке онгутский князь Алакуш-тегин поддержал Чингиз-хана, открыв ему проходы в Великой китайской стене для вторжения в Китай, за что удостоился родства с великим завоевателем: его сын женился на дочери последнего.
Участвуя в монгольском завоевании Евразии, онгуты оказались в Башкирии, где перевели свой этноним с монгольского на тюркский язык, в результате чего появился этноним Унлар.
Башкиры древнего рода Унлар ныне проживают в аулах Якуп, Халил, Янсеит, Акбуляк, Юлдаш, Туюш, Тегермен, Откустино, Абдулла Караидельского, в ауле Упканкуль Аскинского, а также в аулах Кашкалево, Старо- и Ново-Кизганово, Даутларово, Карагушево и Бакалы Бураевского районов РБ.
Таким образом, регионом компактного расселения потомков башкирского рода Унлар является север Башкортостана, а именно район среднего течения реки Уфа и ее притоков Байки и Юрюзань. Большая часть территории Караидельского района в прошлом была вотчиной унларских башкир. Также их родовые земли охватывали юг Аскинского (с.Упканкуль) и восточную часть Бураевского районов.
Отметим также, что между основным регионом расселения унларских башкир в Караидельском районе (Су-Унларская волость) и их деревнями в Бураевскомм районе (Кыр-Унларская тюба) расположилась компактная полоса мишарского и тептярского населения, в советский период истории пополнившее формирующийся татарский народ.
В целом, деревни Су-Унларской волости были в большей степени моноэтничными (исключение - Тегерменево), по сравнению с деревнями Кыр-Унларской волости (исключение - Даутларово), где совместно с башкирами-вотчинниками проживали мишари и тептяри. Еще одна особенность в расселение унларских башкир - отсутствие в их селах башкир из других волостей (башкир-припущенников).
Демографическое развитие деревень, основанных башкирами рода Ун (Унлар), имеет отрицательную динамику. Если численность их жителей в Караидельском районе относительно стабильна, то будущее унларских сел в Бураевском районе вызывает беспокойство, так как все они имеют стабильную тенденцию к сокращению жителей на протяжении половины XX - начала XXI вв.
Источник: информационный портал по истории башкирских родов "Башкирика"