Фонематический слух –
🔹способность слышать данный звук в слове;
🔹способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;
🔹способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.
⠀
К сожалению, есть тенденция в увеличении количество детей дошкольного возраста, имеющих отклонения в речевом развитии. Среди них большую часть составляют дети 5 – 6 – летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка.
Имея полноценный слух и интеллект, такие дети, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из–за недостаточного развития фонематического слуха. То есть у ребёнка частично или полностью утрачена способность различать на слух звуки речи – фонемы.
⠀
При таком нарушении в дальнейшем (в школьном возрасте) ребёнку трудно решить, какой буквой обозначить звук, смешиваемый с другими звуками.
⠀
Обычно детям трудно различать глухие и звонкие звуки, твёрдые и мягкие, свистящие и шипящие, соноры между собой.
⠀
Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением.
Развитый фонематический слух является важным составляющим элементом в развитии речи ребенка.
⠀
Этот процесс начинает формироваться у детей при восприятии речи окружающих и при собственном проговаривании.
⠀
Фонематический слух представляет собой составной элемент языкового чутья, который осуществляет не только прием и оценку чужой речи, но и контроль за собственной речью, являясь важнейшим стимулом формирования нормального произношения.