Найти тему
Дядя Люцифер

Японцы дрожат от страха, китайцы строят электростанции

Возможно, все мы воспринимаем Японию как современную страну и технологическую державу. Тем более поразительно, что земля буквально перелезла через пропасть, не хватает энергии и боится затемнения. Напротив, Китай строит электростанции для жизни.

Япония и Китай, несомненно, являются великими азиатскими соперниками. Если раньше страны воевали друг с другом, то сейчас они конкурируют в основном экономически. Мы, вероятно, не так уж часто видим это здесь, в лучшем случае иногда мы колеблемся, покупать ли японский или китайский телевизор, чтобы в конечном итоге купить корейский.

Но мы, конечно, ответим на вопрос о том, что приходит на ум, когда упоминается Япония, иначе, чем на тот же вопрос о Китае. С Японией мы бы, конечно, думали о развитой и богатой стране, о высоких технологиях, кто-то мог бы вспомнить II. Вторая мировая война, изысканные суши. Для Китая мы, вероятно, скажем: кунг пао, коммунизм, шпионаж, фальшивомонетничество, нарушения прав человека, Тибет, Гонконг, Тайвань. Конечно, на наше восприятие влияют определенные предрассудки, средства массовой информации, хотя все сказанное, безусловно, верно.

Но, как оказалось, не все. Более пристальное изучение, вероятно, было бы более интересным. Например, понятно, что Китай Сейчас тоже технологическая держава, по нему ездят сверхскоростные поезда, китайская продукция уже не просто дешевые подделки и шунты, но многие из нас уже используют разнообразную китайскую электронику.

Но я хочу сосредоточиться на своей любимой энергии. Меня заинтриговали два сообщения в Интернете за неделю. Один сообщал, что Япония находится на грани отключения электроэнергии, заголовок другого гласил: Китай запустил в прошлом году в три раза больше угольных электростанций, чем весь остальной мир.

Первая гласит, что все японские электростанции работают на полную мощность, но их уже недостаточно для потребления. И далее говорится, что Япония сейчас стоит перед дилеммой, как достичь углеродной нейтральности. Мол, в японском обществе нет единого мнения, увеличивать ли долю ядерных ресурсов, или ставить все только на развитие возобновляемых ресурсов, которые, впрочем, имеют свои пределы.

Другой говорит совсем другое. Например, что Китай заслужил похвалу в прошлом году, когда председатель Си Цзиньпин объявил, что страна хочет стать так называемой углеродно-нейтральной к 2060 году. Но тут же говорится и о том, что: в стране есть угольные электростанции мощностью 247 ГВт на разных стадиях развития. Это больше, чем общая установленная мощность производства электроэнергии в Германии.

Я нахожу эту огромную разницу в отношении довольно захватывающей. Но еще интереснее будет посмотреть, как все на самом деле обернется через несколько лет. Я предполагаю, что Китай будет продолжать строить угольные и другие электростанции до тех пор, пока они ему понадобятся. Короче говоря, он не захочет попасть в ситуацию, когда ему не хватит электричества. Она хорошо знает эту ситуацию, пережив ее на протяжении многих десятилетий.

Японцы, напротив, привыкли к процветанию на протяжении многих десятилетий. Но к ним пришла катастрофа на Фукусиме. Теперь они попали в незавидные тиски с трех сторон. Один из них раздавлен отсутствием электричества и страхом отключения электричества, другой-страхом новых землетрясений, цунами и, следовательно, угрозой атомных электростанций, третий-давлением за углеродную нейтральность. Интересно будет посмотреть, в какую сторону они пойдут.

Либо они едут в Китай и пытаются заставить его тоже перейти к углеродной нейтральности. Вернее, он решает не позволить Китаю обогнать его во всех технологических дисциплинах. Но для этого ему понадобится достаточно электричества. И он начинает вести себя прагматично.