Наша привязанность к Крыму глубоко эмоциональна.
Крым для нас означает «солнце», «тёплый морской прибой», «живописные скалы» и «отсутствие снега». Для миллионов людей, живущих в наших краях, это «южный рай». Почти Средиземное море — мечта о «побеге» для обычного человека, который борется в свой рабочий день в каком-то многолюдном городе под свинцовым небом посреди холодной равнины евразийского нигде...
Для нас, живущих в XXI веке, есть множество причин, по которым Крым очень привлекателен. В отличие от Турции, Таиланда или Египта, куда мы ездим просто погреться на солнышке, здесь все говорят по-русски.
Это почти остров. Для нации, лишённой естественных границ и, следовательно, одержимой высокими стенами, колючими заборами и запечатанными границами, воды вокруг создают драгоценное чувство безопасности.
Здесь якобы началась христианизация Руси. Владимир Великий приказал византийцам крестить его в Херсонесе. У евреев есть Иерусалим, а у нас есть Крым.
К вышесказанному следует добавить тот факт, что восточное Средиземноморье является колыбелью нашей цивилизации. Нас крестили греки. Болгары дали нам алфавит и Библию. Итальянцы построили наш Кремль. Турки дали нам представление об имперском великолепии и лёгкой жизни. Евреи учили нас петь, танцевать и шутить. Чёрное море для нас, как материнское лоно для любого дышащего млекопитающего: уютное, тёплое, защищённое место, откуда мы пришли и где были вечно счастливы.
Это место нашей воинской славы. Здесь произошло много сражений. Чем больше русской крови проливается на место, тем больше оно становится нашим. В строительство военно-морской базы в Севастополе было вложено много, и нет ничего, что могло бы её заменить. После Крымской войны в середине XIX века подводные лодки были нашим единственным предметом гордости перед печальным лицом военно-морской истории.
С точки зрения национальной символики Крым для нас — стратегический пригород Москвы. Если он падёт, следующим будет Кремль.
В истории России не так уж много завоеваний, когда почти никто из нас не погиб. Присоединение 2014 года было молниеносным, совершенно потрясающим! Может быть, мы наконец вырвались из кругов ада и страданий, которым было для нас последнее тысячелетие, и «Крым 2014» стал поворотным моментом?
Чего стоило присоединение?
Широкая публика в России не в состоянии на это ответить. Возвращение России на полуостров выглядит прекрасно. Беда в том, что мы не знаем ценник, прикреплённый к приобретению.
Количество смертей, сопровождавших сопутствующее «восстание» на востоке Украины, является государственной тайной.
Западные санкции, наложенные на длинный список олигархов и высокопоставленных бюрократов, похоже, оказывают сильное влияние на национальную экономику. Но всё это окутано непроницаемыми слоями пропаганды, дезинформации и секретности.
Крым, похоже, застрял в экономической неопределённости из-за прекращения подачи воды из Украины и международных санкций. Даже наши государственные банки и операторы сотовой связи избегают этой территории, как чумы. Это плохо отражается на первоначальном проекте. Правительство засекретило большую часть информации, проливающей свет на это, не в последнюю очередь потому, что военные там являются главным спонсором.
Федеральная программа развития Крыма на 2019 - 2023 годы (финансирование, которое поступает в дополнение к регулярным ежегодным трансфертам) составляет порядка 14 миллиардов долларов США. Это означает около 7 000 долларов США на человека на полуострове. Для сравнения, каждый крымчанин ежегодно приносит порядка 1 870 долларов в ВВП России.
Финансирование военных программ и программ безопасности (например, безопасных линий связи) на полуострове засекречено и не входит в это уравнение.
Что касается всех расчётов, то, похоже, лишь несколько человек наверху имеют доступ к цифрам, включая самого президента Путина. Они не делятся с нами своими мыслями. Они транслируют сообщение о том, что в Крыму всё безупречно, и мы должны сосредоточить своё внимание на других вещах.
Что мы и делаем.
На фото ниже высохшее русло Северо-Крымского канала, который в советское время построили на полуострове украинские госуправления. Водоснабжение было отключено украинцами в отместку за события 2014 года. Разрушенные сельскохозяйственные угодья на больших частях полуострова привели и к промышленным авариям...