Найти тему

ЕГЭ. Пишем сочинение по тексту Лебедева

(1)Владимир Солоухин в одном из стихотворений высказывает мысль, что того, кто несёт в руках цветы, можно не опасаться, ибо человек с цветами в руках зла совершить не может.
(2)Думается, то же можно сказать и о человеке, несущем в руках томик Пушкина или Чехова. (3)Ибо человек, читающий такие книги, есть человек разумный, человек нравственный. (Вывод, к которому приходит Лебедев в ходе переосмысления стихотворения Солоухина)
(4)Известны слова Горького: «Любите книгу - источник знания». (5)К этому следовало бы добавить, что хорошая книга - это и средство воспитания чувств, духовного возвышения личности, это мир человеческих переживаний. (6)А кроме того, книга приобщает к красоте родной речи. (Достоинства книги, с точки зрения Лебедева)
(7)В России литературно-просветительские традиции всегда были сильны. (8)Иван Сытин, крестьянский сын, который основал во второй половине XIX века издательство в Москве, многие книги продавал по очень низкой цене, может быть, себе в убыток, чтобы они были доступны народу. (9)А благодаря издателю Павленкову в начале XX века появилось две тысячи бесплатных деревенских библиотек. (Факты из истории страны помогают придать убедительность позиции автора, причем Лебедев явно восхищается этим).
(10)В целом мы были и, хочется надеяться, остаёмся более начитанным народом, чем многие другие. (11)И всё-таки всё чаще задаёшь себе вопрос: «А будут ли наши дети читать Пушкина?» (12)Хотя книжный прилавок стал неизмеримо богаче и разнообразнее, круг нашего чтения, как показывают социологические исследования, заметно изменился. (13)Пользуются спросом специальная литература и книги, содержащие разного рода практические советы. (14)Что же касается «художественной» литературы, то развлекательное чтиво (пренебрежительное, разговорное слово): детективы, приключения, «семейные» романы — явно потеснило всё прочее. (15)«Спрос определяет предложение», - разводят руками издатели.
(16)Да, современному человеку, озабоченному материальными и прочими проблемами, не до серьёзного чтения. (17)Читает он преимущественно в транспорте, по дороге на работу и с работы. (18)А что можно читать в автобусной сутолоке? (19)Желание отвлечься, снять нервное напряжение заставляет предпочесть лёгкое чтение, не требующее размышлений и глубокого проникновения в текст.
(20)Мощными конкурентами книги стали кино и телевидение. (21)Кинорежиссёр Ролан Быков вспоминал о встрече с кинозрителями, на которой одна женщина хвалила кинематограф за выпуск фильма «Война и мир». (22)Она расценила это как великую заботу о наших детях, которым просто не прочитать четыре толстенных тома. (23)А теперь они пойдут в кино и всё увидят. (24)«В зале смеялись, - говорил Быков, - но это было давно». (Здесь есть ирония)
(25)Чем опасна замена книги фильмом? (26)Дело не только в том, что литературные шедевры не всегда превращаются в шедевры кинематографические. (27)В отличие от других видов искусства, литература требует не чувственного, а интеллектуального постижения. (Если продолжить эту мысль, то можно добавить, что именно литература способствует развитию человека) (28)Читатель создаёт образы героев, проникает в подтекст произведения работой мысли. (29)Превращение телевидения в основной канал информации, как утверждают психологи, свидетельствует о том, что мы переходим на образно-подсознательное восприятие в ущерб рациональному. (30)Ещё в XVIII веке французский философ Дидро говорил: «Кто мало читает, тот перестаёт мыслить».
(З1)Вопрос «Будут ли наши дети читать Пушкина?» символичен: в нём звучит беспокойство о нашем будущем. (32)Ведь оно зависит от нравственного облика, духовного мира тех, кто сегодня сидит за школьной партой или в университетской аудитории. (33)Им определять судьбу нашей цивилизации в XXI веке.
(34)Так сделаем же всё, чтобы наши дети читали Пушкина! (Текст заканчивается искренним призывом) (По Н. Лебедеву*)
*Лебедев Николай Игоревич (родился в 1966 г.) - режиссёр, сценарист. Лауреат Государственной премии РФ. Член Союза кинематографистов России, академик Российской Академии киноискусств «Ника».
Николай Лебедев
Николай Лебедев

1. Как всегда, внимательно перечитаем текст. О чем рассуждает Н. Лебедев? Какие вопросы можно задать по прочтении?

Какую роль играют книги в нашей жизни? Почему происходит снижение интереса к книгам?

2. Определим проблему (роль чтения в формировании нравственных качеств), не забудем сразу указать фамилию автора.

3. Переход к примерам. С чего начинает размышление Лебедев? Какой вывод он делает, переосмысливая стихотворение Солоухина?

4. Первый пример.

Какие факты из истории страны приводит Лебедев для убедительности? (перечисли их)

С какой целью меценаты делали книги доступными? Какое чувство вызывает этот факт у Лебедева? Как сам автор относится к книге?

5. Переход ко 2 примеру. Можно указать связь между примерами

Противопоставляя «веку минувшему» современное автору состояние книгоиздательства, Лебедев задается риторическим вопросом… (Вопрос стоит процитировать)

6. Второй пример.

Каким словом автор характеризует современный круг чтения?

С какой целью Лебедев перечисляет места, где мы в основном читаем? (Вытеснение книг превратит людей в «недумающих», а значит, неразумных).

Чьи слова приводит Лебедев для доказательства своей мысли? О чем свидетельствует случай, произошедший с Ролланом Быковым? Как автор этот случай пересказывает, с какой интонацией? Как заканчивает свою статью Лебедев? Почему он апеллирует именно к Пушкину?

7. Авторская позиция

Хорошая книга – это не только источник, но и средство нравственного воспитания.

8. Выразим согласие с автором, напишем аргумент.

Книга не дает готовых жизненных рецептов, но заставляет думать, хранит историю, память о наших корнях. Читая, мы постигаем мир во всем его многообразии.

Для убедительности можно привести пример из сказочной повести Ф. Кнорре «Капитан Крокус», повествующей о том, что произошло в стране, когда детей лишили сказок.