Полярники пьют исключительно чёрный чай.
Разумеется, мы шутим - хотя уверены, что черный чай на полярных станциях и судах арктического плавания пользуется постоянно высоким спросом. Для начала давайте вспомним о том, что полярные путешествия по сути своей - мореплавания. Все те, кого мы привыкли называть полярниками - те же моряки, которых не пугают тяжелые условия полярных путешествий. Моряки, как известно, люди очень суеверные и к тому же ценящие традиции. Ну и выпить тоже не дураки.
Отношение к алкоголю на флоте всегда отличалось от принятого на суше: все-таки команда судов подвергает свою жизнь опасности, переносит тяжести и лишения долгих морских путешествий, не говоря уже о тяжелой физической работе. Мало того что к алкоголю на флоте относились сносно, его еще и выдавали матросом каждый день. Причем принято это было на любом флоте. У французов выдавали вино, английским морякам - пинту эля, российским - чарку водки, а кому-то доставалась и бутылка рома (йо-хо-хо!). Так вот самая знаменитая традиция у полярных мореплавателей - употреблять напитки, чей алкогольный градус совпадает с градусом широты, на которой находится экспедиция. Откуда точно и когда взялась эта традиция, мы не знаем, но звучит всё логично: на Северном полюсе пьём 90 ° спирт, а пересечение Полярного круга отмечаем напитком в 66 ° .
Кстати, о том что крепость национальных напитков зависит от широты расположения той или иной страны, писал советский философ и литературовед Георгий Гачев:
“Я обнаружил даже некое соответствие между градусом северной широты и градусом алкоголя. В Средиземноморье пьют легкие вина с 8—10 градусами алкоголя (греки, итальянцы...). Севернее: испанцы, французы... — пьют более крепкое вино: мадера, херес, шампанское, портвейн... — с 12—18 градусами. Горцы на тех же широтах (а чем выше, тем как бы севернее): народы Балкан, Кавказа... — чередуют вино с бренди (ракия, чача...). Еще севернее, где немцы, англичане, поляки, русские обитают, — там пьют водку, шнапс, ром, грог, виски с 40—60 градусами алкоголя, что соответствует, совпадает с 40—60 градусами северной широты, где эти народы живут. Еще севернее люди, обитающие возле Полярного круга, пьют чистый спирт (96 градусов). Однажды путешествие вывело меня на берег Северного Ледовитого океана, и там гостеприимные хозяева выставили угощение с местным коктейлем. Он состоял из смеси спирта с шампанским, что равнялось 70 градусам, где как раз и расположена бухта Тикси”.
Правда, моряки соблюдали эту традицию только в полярных морях, а спускаясь южнее, на широту уже не обращали внимания и продолжали пить “высокоградусные” напитки. Но всё-таки у руководителей многих полярных экспедиций были разные мнения об уместности алкоголя. Фритьоф Нансен считал, что алкоголь в экспедициях неуместен, а его ученик Руаль Амундсен полагал иначе:
“ Лично я считаю алкоголь, употребляемый умеренно, лекарством в полярных странах. Очень часто добрая рюмка водки действует чрезвычайно благотворно, когда ты, промокший и замерзший, спускаешься в свою каюту и ложишься спать после тяжелой работы на пронизывающем ветру. Я - за стакан виски! Пусть, кто хочет, ест печенья и вливает в себя кофе. Следствием такого угощения часто бывает кардиальгия [ аритмия ] и прочая дрянь. Небольшой же стакан виски никому не вредит!”
Советские полярники также поддерживали традицию “подгонять” градусы напитков под широту. Ходит легенда, что Иосиф Виссарионович, сильно уважавший полярников, проникся этой традицией и велел выпустить водку “Крепкую”, градус которой соответствовал широте Москвы - 56 °.
Смешной случай произошел на первой дрейфующей станции “Северный полюс-1”. Случилось страшное - а именно закончился спирт, необходимый также для сохранения биологических образцов. Тогда Иван Папанин, который как известно употреблял только водку и спирт, стал перегонять имевшийся у экспедиции армянский коньяк в спирт - всё ради науки.
Сегодня условия жизни и работы полярников на зимовках сильно изменились. Учёным больше не требуется отогреваться в холодных палатках после многих часов тяжелой работы при минусовых температурах и штормовых ветрах. Зимовочные комплексы сегодня - это комфортные, тёплые здания, в которых воздействие внешних температур на атмосферу внутри помещений сведено к минимуму. Поэтому изменилось у зимовщиков и отношение к напиткам. На многих антарктических станциях сложилась традиция употребления пива. Возникла она от того, что на зимовки раньше завозилось пиво в качестве профилактики и предотвращения появления цинги. Теперь же полярники легко могут себе позволить антарктической зимой, которая длится по 9-10 месяцев в году, потягивать прохладный пенный напиток в горячей сауне зимовочного комплекса. Но только вот проблема снабжения антарктических станций до сих пор стоит остро, за время короткого антарктического лета погодные условия не всегда позволяют пробиться судам с грузами. Поэтому многие полярники и по совместительству любители пенного напитка решили не терять времени даром и варить пиво прямо во время зимовок.
Сейчас пиво варят и на российской антарктической станции “Прогресс”. Оборудование для пивоварение российским полярникам подарили австралийские коллеги-полярники. Воду для будущего пива привозят прямо с антарктических ледников, а остальные ингредиенты заказывают с большой земли и получают летом во время завоза. Пивоваров на станции гораздо меньше, чем любителей готового продукта, поэтому вряд ли когда нибудь пиво, сваренное из воды антарктических ледников, дойдёт до большой земли. Нам с вами, по всей видимости, не удастся его попробовать.
Обязательно подпишитесь на Cozy Eisbrecher, чтобы узнать больше интересных историй! Понравилась статья - не забудьте поставить лайк, не понравилась или есть что добавить - давайте обсудим в комментариях.
Мы в Telegram