Найти тему

Почему первый в мире конвертоплан так и не смог подняться в небо

Оглавление

Спустя восемь лет после Генри Берлинера, о работах которого мною было рассказано ранее, другой американский изобретатель – Джордж Лебергер (George Lehberger) из города Юнион, что в округе Хадсон штата Нью-Джерси, получил патент на проект летательного аппарата, который уже можно точно считать первым вариантом конвертоплана.

Согласно патенту США за №1775861, выданному Лебергеру 16 сентября 1930 года, его аппарат, названный весьма незамысловато – «Летающая машина» (Flying Maсhine), оснащался двумя соосными воздушными винтами разного диаметра, которые размещались над фюзеляжем в носовой части машины. Винты могли устанавливаться в вертикальной или горизонтальной плоскости, обеспечивая машине полет соответственно по-вертолетному или по-самолетному.

Поскольку об этом проекте уникального летательного аппарата у нас известно не очень многим, а чтение американских патентов почти вековой давности - занятие то еще, то я решил привести выдержки из него. Это позволит лучше понять мотивы, которые побудили Лебергера заняться конструированием своей «Летающей машины», и оценить оригинальность его задумки.

В заявке, составленной автором изобретения 27 мая 1929 года и поданной в соответствующую службу на следующий день за №366607, указывалось:

«Данное изобретение относится к летательным аппаратам тяжелее воздуха, и в особенности к оборудованию, которое придаст таким аппаратам возможность взлетать и садиться вертикально.
Широкое использование аэропланов до настоящего времени было ограничено преимущественно ввиду того, что для взлета и посадки таких машин требуется достаточно большое пространство.
Подходящие же для данной цели аэродромы в основном расположены на весьма значительном удалении от деловых центров крупных городов, так что время, сэкономленное за счет использования аэроплана, в конечном итоге уходит на то, чтобы добраться от аэродрома до центра деловой активности. Очевидно, что указанный недостаток может быть устранен в том случае, если данные летательные аппараты будут обеспечены возможностью совершать вертикальные взлет и посадку.
Целью данного изобретения является предложение такого расположения воздушных винтов, которое позволило бы устанавливать их под различным углом (наклоном) и обеспечивать, по желанию, аэроплану возможность вертикального взлета или полета вперед по курсу (т.е. по-самолетному – Прим. авт.).
Следующей целью является обеспечение возможности изменения угла установки (наклона) крыла аэроплана таким образом, чтобы облегчить управление аэропланом в различных условиях обстановки.
Эти и иные достоинства, которые могут выявиться позже, могут быть достигнуты за счет применения простой и практичной конструкции и организации всех ее элементов тем образом, как описано далее и показано на прилагаемых иллюстрациях…
Основываясь на изложенных мною выше сведениях, я ожидаю закрепления за собой патентом изобретения, которое я считаю новым и уникальным, и которое состоит в следующем:
1. На летательном аппарате, имеющем несущую конструкцию, устанавливаются кронштейн, который крепится к указанной несущей конструкции; труба с отходящими в стороны под прямым углом выступами в концевой ее части, которые поворотно установлены в ниши кронштейна; вал, расположенный в указанной трубе; полый вал, закрепленный на упомянутой трубе (т.е. полый вал расположен поверх описанной трубы, а предыдущий вал размещен внутри трубы и расположен по ее оси – Прим. авт.); воздушных винтов, установленных на данных валах; механизмы для привода указанных валов и для вращения полой конструкции, посредством которых валы могут устанавливаться в вертикальное или в горизонтальное положение.
2. На летательном аппарате, имеющем несущую конструкцию, устанавливаются кронштейн, который крепится к указанной несущей конструкции; труба, имеющая поперечные выступы, поворотно смонтированные на данном кронштейне; полый вал, закрепленный на указанной трубе; механизмы привода данного вала; воздушный винт, закрепленный на валу, и механизмы для вращения полой конструкции с целью выполнения регулировки положения вала.
3. На летательном аппарате, имеющем несущую конструкцию, устанавливаются кронштейн, который крепится к указанной несущей конструкции; полая конструкция, имеющая поперечные выступы; цилиндрические фланцы на указанных выступах; совпадающие с ними цилиндрические фланцы на кронштейне для обеспечения поворотного крепления упомянутых выступов; полый вал, соединенный с полой конструкцией; вал, расположенный в этой полой конструкции; механизмы для привода упомянутых валов и для вращения полой конструкции на кронштейне».

Механизм перевода воздушного винта из одного рабочего положения в другое. Рисунок из патента США за №1775861 от 1930 года.
Механизм перевода воздушного винта из одного рабочего положения в другое. Рисунок из патента США за №1775861 от 1930 года.

Впрочем, дальше патента у Джорджа Лебергера дело так и не пошло. Равно как и у британского авиаконструктора Лесли Эверетта Бейнса (Leslie Everett Baynes ; 23 марта 1902 года – 13 марта 1989 года).

Последний известен тем, что по заказу британского правительства построил в годы Второй мировой войны большой экспериментальный планер «Бейнс Бэт» («Baines Bat », можно перевести как «Летучая мышь Бейнса»), выполненный по схеме «летающее крыло» / «бесхвостка». Он рассматривался в качестве прототипа тяжелого транспортного самолета, предназначенного для переброски по воздуху разнообразной тяжелой военной техники, преимущественно бронетанковой.

Кроме того, будучи разносторонним инженером, Бейнс в 1920-е годы принимал активное участие в проектировании по заказу компании «Шорт» (Short Brothers ) летающих лодок «Сингапур» и «Калькутта», а после войны сумел первым получить патент на спроектированный им самолет-истребитель с крылом изменяемой стреловидности, предназначенный для выполнения полета на сверхзвуковой скорости (патент получен в 1949 году).

Именно Лесли Бейнс в 1938 году получил патент на разработанный им «Хелиплейн» или «Вертоплан» (Heliplane ). Это был летательный аппарат самолетного типа, в концевых частях крыла которого располагались мотогондолы с двигателями, способные устанавливаться вертикально – для полета по-вертолетному, или горизонтально винтами вперед – для полета в режиме по-самолетному. Проект был многообещающим, но для практической реализации своей идеи Бейнсу не хватило денег – тогда вопросы о конвертопланах вызывали недоверие и непонимание.

Полезные ссылки

Подробно ознакомиться с патентом США за №1775861, выданным Джорджу Лебергеру на его «Летающую машину», можно здесь.

В следующих частях будет рассказано о дальнейших работах по конвертопланам в разных странах мира.

Чтобы не пропустить их – подпишитесь на канал!

Еще по теме:

Конвертоплан: как скрестили самолет с вертолетом

Конвертопланы: поворотное крыло или поворотные винты - что лучше?

Конвертоплан или вертолет? Чем был на самом деле чудо-самолет Генри Берлинера