Найти тему
Shahrillo Polvonov

Таджикская трагедия --Узбекистана

Когда-то Центральная Азия была процветающим центром мировой торговли и придворной культуры. В то время как регион начал приходить в упадок из-за монгольских нашествий, затем подъема океанических морских путей, а затем русского завоевания, существовала надежда, что независимость приведет к возрождению региона. Однако этого не произошло, особенно в Узбекистане, который уже 25 лет пребывает в политическом застое; даже смерть многолетнего диктатора Ислама Каримова вряд ли что-то изменит.Узбекистан, как и остальная Центральная Азия, сталкивается, помимо политических репрессий, с бременем рождения в результате произвола. Советская этническая инженерия и границы. (В одной из предыдущих статей я объяснял, как Советский Союз создал современную узбекскую идентичность.) Этнически смешанная Ферганская долина, наиболее плодородная часть Центральной Азии, также была разделена Советским Союзом на три части, каждая из которых входила в состав узбекской, киргизской и таджикской советских республик соответственно. Участки долины каждой республики, которые раньше были единым целым, могут быть достигнуты только из остальной части их республики, пересекая горы.Одна из самых неприятных особенностей центральноазиатской демографии-это плохая рука, оказанная говорящим на персидском языке Центральной Азии, бывшей доминирующей и элитной культурной группой региона. Сегодня персы Центральной Азии известны как таджики и населяют захолустную страну Таджикистан; основные таджикские культурные центры Самарканд и Бухара, которые также являются основными культурными центрами региона, находятся в современном Узбекистане. Большинство независимых наблюдателей считают , что таджики по-прежнему составляют большинство людей в Бухаре, Самарканде и большей части Южного Узбекистана, основываясь на переписях населения поздней Российской Империи, и что они идентифицировали себя как узбеки только в своих национальных удостоверениях личности, чтобы остаться в Узбекистане. До 30 процентов населения Узбекистана могут быть таджиками, или около 9 миллионов человек–больше, чем в Таджикистане. Каримов, родившийся в Самарканде, на самом деле мог быть наполовину таджиком .Исконными жителями большей части Центральной Азии были иранские народы, говорившие на языках, тесно связанных с современным пушту и отчасти с персидским. Эти люди включали согдийцев, бактрийцев, хорезмийцев и других, все из которых были очень активны в сухопутной торговле через Азию. В Средние века, после обращения региона в ислам после арабских завоеваний, эти различные иранские группы объединились и перешли на родственный персидский язык, лингва франка из Восточного исламского мира. Империя Саманидов, основанная в Самарканде и Бухаре, возникла в 819 году до н. э. и стала первым независимым персидским государством после арабского завоевания, возродившим персидскую литературу и культуру. Сегодня таджики называют империю Саманидов первым таджикским государством.

Растущая миграция тюркских племен в конечном итоге изменила демографию Центральной Азии, а монгольское завоевание привело к гибели миллионов таджиков. Миллионы других бежали к югу от гор Гиндукуш и Копет-Даг в современный Иран и Афганистан. Хотя в некоторых частях Средней Азии таджики оставались большинством, а персидская культура оставалась культурой художественной литературы к XVI веку регион перешел под политическое господство узбеков, и большинство из них составляли тюркоязычные. Таджики Центральной Азии все больше изолировались от персов в Иране и Афганистане и, в отличие от многих персов в Иране, не стали шиитами..Такова была ситуация ко времени русского завоевания в 1860-х и 1870-х годах. Российская империя управляла регионом в основном через узбекских посредников, поэтому таджики Средней Азии не смогли вернуть себе ни политической власти, ни статуса. Они перестали быть большинством в Мерве , хотя по-прежнему доминировали в Самарканде и Бухаре. После образования Советского Союза положение таджиков стало немного улучшаться, поскольку Советский Союз проводил политику создания территориальных подразделений, основанных на этнической демографии. Эту работу Ленин поручил Сталину .Первоначально Таджикистан был образован как автономная область: таджикская Автономная Советская Социалистическая Республика (АССР) в составе узбекской Советской Социалистической Республики (ССР) в 1924 году. В 1929 году она была преобразована в полноценную республику и к ней была присоединена Согдийская область, Северное продолжение Таджикистана в Ферганской долине. Однако в соответствии со сталинской политикой недопущения того, чтобы какая-либо Республика становилась слишком однородной, были проведены границы для включения других этнических групп. Так, в Казахстане и Украине были русские, в России-бесчисленные меньшинства, в Азербайджане-армяне и так далее. В Согдийской области Таджикистана проживает узбекское меньшинство.В то время как таджикская культура развивалась до определенной степени теперь, когда у нее была своя республика, советы, казалось, предпочитали узбеков таджикам в Центральной Азии, возможно, потому, что таджики из городов традиционно были интеллектуалами региона. По крайней мере, Таджики в Узбекской ССР имели доступ к таджикской культуре и материалам из Таджикской ССР, и передвижение было свободным. Ситуация для таджиков Узбекистана ухудшилась после распада Советского Союза, так как национальные границы часто становились очень непроницаемыми. Сам Каримов был печально известен своей несговорчивостью в отношении трансграничных проектов с соседними странами. современном Узбекистане пропагандируется узбекский язык . Вывески и официальная переписка-все на узбекском, а иногда и на русском. Еще одно этническое меньшинство в Узбекистане, тюркский каракалпакский народ, имеет свой собственный автономный (теоретически) регион на северо-западе Узбекистана, но таджики не проявляют такой любезности. Таким образом, положение таджиков в Узбекистане остается тяжелым, и существует озабоченность по поводу их наследия , тем более что вся система, включая школьное образование, в этой стране ориентирована на узбеков.В то время как смена режима обычно вызывает оптимизм в отношении открытия страны, вряд ли этого можно ожидать в Узбекистане, и уж точно не для его таджикского населения. Весь аппарат Узбекистана, включая его спецслужбы и деловые круги, придерживается аналогичного курса. Мало что говорит о том, что положение таджиков в Узбекистане в ближайшее время улучшится. Тем более жаль, что еще один расцвет культуры в древних городах Шелкового пути Самарканде и Бухаре принес бы региону много пользы.

-2