Вечные вопросы российско-европейских отношений
Примерно в такой стилистике в последние дни идет обсуждение визита главы европейской дипломатии Жозепа Борреля в Российскую Федерацию.
Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности с 4 по 6 февраля впервые за три года посещал Москву с обширной программой, куда входили и переговоры с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым, и встречи с представителями тщательно опекаемого европейскими и американскими политиками российского «гражданского общества» (почему-то чаще всего представленного оппозиционными структурами), и контакты с рядом бизнесменов.
Нашлось время и для символических жестов: высокопоставленный европейский дипломат посетил место гибели Бориса Немцова, известного некогда оппозиционного деятеля, убитого при странных обстоятельствах.
Фигуру Немцова и после трагедии продолжают использовать в политической игре для обвинений российской власти в подавлении оппонентов и демонизации Владимира Путина, якобы выступившего в качестве «заказчика» данного убийства. Каковы бы ни были истинные причины и обстоятельства этого мутного дела, но демонстративный визит Борреля на Большой Каменный мост – это, безусловно, вызов и явный недружественный сигнал в сторону официальной Москвы.
Не был забыт и текущий момент. Верховный дипломат Европы, по его собственным словам, высказал российской стороне «глубокую обеспокоенность» ситуацией вокруг оппозиционного политика Алексея Навального, в отношении которого после возвращения из Германии за нарушение правил условного срока отбывания наказания по уголовному делу этот самый условный срок был заменен на реальный. Озабоченность Жозепа Борреля распространялась и на сторонников Навального, задержанных во время незаконных массовых акций и подвергшихся, по мнению европейской демократической общественности, жестокости и неправомерным действиям со стороны российских правоохранителей.
Визави высокопоставленного представителя Евросоюза, российский министр иностранных дел Сергей Лавров, дополнил картину переговоров, рассказав, что обсуждению подвергся весьма широкий круг вопросов, от Сирии и Ливии до событий в Беларуси и Украине.
Из позитива в российско-европейских отношениях было отмечено, что в ряде областей (здравоохранение, наука и образование, решение климатических проблем) существует перспектива заключения взаимовыгодных договоренностей.
Однако в целом оба дипломата были солидарны в том, что нынешнее состояние взаимоотношений Евросоюза и России, мягко говоря, оставляет желать лучшего. И подтверждением стало решение российской стороны о высылке из страны трех сотрудников дипломатических миссий Германии, Польши и Швеции. Сведения об этом как бы «случайно» появились в информационном пространстве прямо во время совместной пресс-конференции Борреля и Лаврова, хотя их официальное оглашение должно было состояться в понедельник, 8 февраля. По версии российского Министерства иностранных дел, причиной высылки стали действия иностранных дипломатов, нарушающие Венскую конвенцию о дипотношениях. Позже были продемонстрированы видеодоказательства участия представителей европейских дипмиссий в протестных акциях сторонников Алексея Навального. Глава российского МИДа также напомнил, что в самой Европе полиция действует методами зачастую даже более жесткими, чем российская, и привел в пример недавние события в Германии, Франции, Нидерландах (в последнем случае зимой для разгона протестующих были применены водометы). Не преминул он наступить и на больную мозоль самого Борреля (родившегося в Испании), упомянув о печальной судьбе лидеров каталонского протеста, находящихся в испанских тюрьмах. В общем, попытка устроить России выволочку и публичную порку за несоблюдение высоких международных стандартов обернулась прямо противоположным:уже Европе пришлось оправдываться за своих дипломатов и предпринимать «ответные шаги». Шаги эти в форме паритетной высылки работников российских диппредставительств в соответствующих странах были ожидаемы, но неубедительны.
Именно в таком ключе и будет обсуждаться судьба российско-европейского взаимодействия на встрече глав МИД ЕС 22 февраля и на саммите ЕС в марте. И это при том, что сами европейцы не раз заявляли о необходимости конструктивного диалога с Россией, поскольку ни экономические проблемы (холодная зима напомнила о необходимости в российском газе), ни вопросы военной безопасности (шутка ли иметь под боком крупнейшую ядерную державу!), ни ситуация в международных отношениях (ряд конфликтов на постсоветском пространстве, Ближнем Востоке и других) не могут быть разрешены в одностороннем порядке. Но, похоже, дипломатическая зима в европейско-российских отношениях затягивается. Так кто же в этом виноват и что с этим делать?
Алексей БЕЛЯЕВ
Вам также может быть интересно:
Александр Адабашьян: «Раздражает слава? Иди шпалы укладывай!»
____________________________________
Благодарим вас за внимание к нашему изданию.
Будем рады видеть вас подписчиком канала "7дней" (Беларусь).
Делитесь нашими публикациями в соцсетях, комментируйте материалы или поставьте лайк.
Мы работаем для вас, наши дорогие читатели!