12 февраля исполняется 140 лет со дня рождения великой русской балерины Анны Павловой. «Божественная», «Восхитительная», «Несравненная», «Белый Лебедь Русского Балета» — именно так нередко называли Анну Павлову, одну из величайших балерин ХХ века. Именно ей ещё при жизни было суждено стать феноменом, легендой и славой русского балета.
В Императорскую балетную школу Анна Павлова поступила в десятилетнем возрасте. Будущая звезда балета терпеливо выносила железную дисциплину и суровый устав школы. Позже ей был присвоен титул «балерина», которым в 1920-е годы награждались самые выдающиеся танцовщицы. Только пять выпускниц Императорской балетной школы получили это почётное звание. Когда Анна выходила из театра после спектакля, балетоманы усаживали её на стул и с криками «браво!» доносили до экипажа.
Знаменитый Мариус Петипа сказал о ней: «Пушинка на ветру — она будет летать на сцене»… Его слова оказались пророческими. Анне Павловой было шестнадцать лет, когда она впервые вышла на сцену Мариинского театра, в котором она протанцевала десять лет.
Тонкая щиколотка, высокий подъем ноги и поэтическая одухотворённость образов на балетной сцене — всё это выделяло Анну среди других балерин. К тому же она была невероятно трудолюбива и чрезвычайно упорна, и её парящие прыжки, полная отдача танцу и поразительные балетные импровизации делали каждое её выступление поистине незабываемым.
Среди созданных Анной Павловой на сцене Мариинского театра балетных образов особенно выделяются её Никия в «Баядерке» Людвига Минкуса и Жизель в одноимённом балете Адольфа Адана. Это были образы, наполненные глубоким психологизмом. «Я хочу показать целый ряд переживаний, переходов от одного чувства к другому», — говорила балерина.
В 1907 году Михаил Фокин, по просьбе Анны Павловой, поставил для неё небольшую хореографическую композицию — безмятежно плывущий лебедь на непривычно пустой сцене — под удивительно красивую музыку Камиля Сен-Санса. Добавив в неё сцену безвременной гибели лебедя, балерина превратила эту композицию в «Умирающего лебедя», ставшую подлинным шедевром, обессмертившим её имя. Когда же Камиль Сен-Санс увидел этот танец, он сказал Анне: «Мадам, благодаря вам я понял, что написал прекрасную музыку!».
В 1908 году Анна Павлова начала активно гастролировать за границей. Мировую известность она получила в Париже, став главной участницей и любимицей публики «Русских сезонов» Сергея Дягилева. Вместе с Дягилевым она мечтала, чтобы весь мир узнал о русском балете. Именно так и случилось.
В фондах Российского национального музея музыки хранятся музыкальные и литературные рукописи, связанные с именем Анны Павловой, фотографии великой русской балерины, в том числе рукописный экземпляр музыкальной рукописи балета «Жизель» Адольфа Адана и посвящённое ей авторское переложение для фортепиано балетного номера «Бабочки» композитора Бориса Асафьева, а также литературная рукопись «Анна Павлова» Лидии Нелидовой-Фивейской. Жена композитора Михаила Фивейского была балериной, встречалась со многими знаменитостями из мира музыки, о чём оставила до сих пор не опубликованные записки.
Вся жизнь Анны Павловой была подчинена танцу. Видимо, она родилась для того, чтобы танцевать, и это стремление постоянно жило в ней.
«Её искусство рождалось и умирало вместе с ней — чтобы танцевать, как Павлова, нужно было быть Павловой!», — писал о ней балетный критик Андрей Левинсон.
Зимой 1931 года, гастролируя в Голландии, Анна Павлова простудилась и заболела пневмонией. Срочная операция могла бы спасти ей жизнь, но после неё она вряд ли смогла бы танцевать. Для Анны Павловой это было неприемлемо. И, проболев всего пять дней, великая русская балерина умерла. Похоронили её в Лондоне.
По легенде, последними словами Анны Павловой были: «Приготовьте мой костюм Лебедя».