Найти тему
Цацки

Записки начинающего геммолога. Часть 6. Способы облагораживания драгоценных камней, или "как дурят нашего брата"

Оглавление

Для любого профессионального геммолога – это всегда дело чести определить, подвергался ли драгоценный камень обработке с целью улучшения его внешних (товарных) качеств.

Сегодня мы поговорим о том, какие способы облагораживания драгоценных камней существуют на сегодняшний день.

Микс камней. Фото SUNMAG.
Микс камней. Фото SUNMAG.

Разного рода "манипуляции" с драгоценными камнями для улучшения их цвета - это обычная практика.

Древнейший способ улучшения цвета – это использование подложки из фольги. Современные способы отличаются гораздо большей изощренностью, и их подчас достаточно сложно обнаружить даже искушенному специалисту.

Ожерелье с крупными синими стеклянными бусинами. Подложка из фольги хорошо просматривается. Также в ожерелье есть тонированные агаты и кошачий глаз Фото из личного архива.
Ожерелье с крупными синими стеклянными бусинами. Подложка из фольги хорошо просматривается. Также в ожерелье есть тонированные агаты и кошачий глаз Фото из личного архива.

Способ №1. Тонирование (окрашивание) и нанесение защитного покрытия

Цвет опала можно значительно улучшить, покрасив его обратную сторону в черный цвет. Даже бриллианты «окрашивают» в бледные оттенки, чтобы скорректировать природную желтизну. К сожалению, краска быстро бледнеет.

Кварц покрывают пятнами или тонируют для имитации под нефрит или турмалин. Разновидности халцедона отличаются пористостью и прекрасно впитывают краску, что дает возможность производить широкую палитру камней ярких цветов.

«Черный оникс» , к примеру, - это халцедон, окрашенный в сероватый оттенок в сахарном растворе и потом подвергшийся чернению в серной кислоте. После этой процедуры в пористой структуре халцедона оседают микроскопические частички углерода («нагара»). Выглядит такой камень благородно и стильно.

Черный оникс. Фото karatto.ru
Черный оникс. Фото karatto.ru

Бирюза часто подвергается улучшению цвета разными способами . Такие способы, как замачивание в воске (парафине) или пропитывание пластиком часто носят название «стабилизация». О том, что камень подвергался такому облагораживанию, можно догадаться, когда бирюза насыщенного и яркого цвета стоит дешево.

Серьги с прессованной бирюзой. Фото из личного архива.
Серьги с прессованной бирюзой. Фото из личного архива.
Кулон с турецкой бирюзой.
Кулон с турецкой бирюзой.

Жад (жадеит и нефрит) сероватого оттенка покрывают пятнами для того, чтобы получить цвет «Империал» или красят в интенсивный розовато-лиловый цвет. Природный розовато-лиловый жадеит встречается, но искусственное окрашивание придает камню более темный оттенок.

Серпентин, хотя он и не относится к группе нефрита, также часто покрывают яркими зелеными пятнами, в результате чего его цвет становится очень похожим на нефрит «Империал».

Более подробно тема, касающаяся облагораживания нефрита , возможно, будет раскрыта в отдельной статье).

Очень часто окрашивают кораллы , особенно в красный цвет, который считается наиболее для них типичным. Черные же кораллы подвергаются отбеливанию для получения «золотистого» оттенка.

Подвеска "Черный коралл". Фото Kenneth Jane Lane.
Подвеска "Черный коралл". Фото Kenneth Jane Lane.

Лазурит (ляпис-лазурь) очень часто тонируют синим цветом или наносят на нее разноцветные пятнышки красящими растворами.

Поскольку лазурит – один из моих любимых минералов, я бы рекомендовала обращать внимание на описание камня перед его приобретением. Обычно добросовестные продавцы в скобках пишут, что камень был тонирован. Лучше всего покупать афганский натуральный лазурит. Он от природы ярко-синий с красивыми белыми и золотистыми пятнышками (вкрапления пирита).

Карманные четки из натурального афганского лазурита. Фото из личного архива.
Карманные четки из натурального афганского лазурита. Фото из личного архива.
Карманные четки "Год быка" с афганским лазуритом и хризопразом. Фото из личного архива.
Карманные четки "Год быка" с афганским лазуритом и хризопразом. Фото из личного архива.

Как же определить, был ли камень тонирован или обработан покрытием?

Очень часто можно выявить окрашивание по потемнениям в местах мелких трещин и царапин. Такие темные линии хорошо видно под увеличительным стеклом. Поверхностное покрытие (воск или полимеры) легко можно поцарапать. Современные приборы, например рамановские спектрометры, дают широкие возможности для обнаружения тонирования и покрытий.

Для обнаружения тонирования (окрашивания) достаточно просто слегка потереть камень ватной палочкой с нанесенным на нее растворителем (спирт, ацетон). Если камень окрашен, то следы краски будут заметны на ватной палочке.

Способ №2. Нагрев и облучение

Хотя результат нагрева или облучения драгоценного камня не всегда предсказуем, в большинстве случае такие действия существенно улучшают цвет камня.

Топаз

В природе встречаются топазы разных цветов и оттенков. Чаще всего это бледно-голубой топаз, но если вы имеете дело с топазом насыщенного синего (маркетинговое название «синий Лондон») или ярко-голубого (маркетинговое название «Швейцарский голубой») цвета, то имейте ввиду, что в природе топазов таких цветов нет. Такие цвета получаются после «гамма»-облучения бесцветных топазов. Эта операция окрашивает минерал в зелено-коричневый цвет, а потом в ходе нагрева этот цвет превращается в насыщенный синий или небесно-голубой. Часто золотистые или желтые топазы нагревают для получения розового или пурпурного оттенков.

Кольцо с кабошоном природног цитрина и топазами цвета синий Лондон. Фото из личного архива.
Кольцо с кабошоном природног цитрина и топазами цвета синий Лондон. Фото из личного архива.

Природный бледно-коричневый цвет топаза («вишневый» топаз) часто подвергается для улучшения «гамма»-облучению, но при нагреве или под воздействием ярких солнечных лучей, начинается обратный процесс обесцвечивания. Обесцвечивание природных коричневых, «вишневых» или некоторых голубых топазов тоже встречается.

В настоящее время не существует надежных методов обнаружения воздействия «гамма»-облучения для сине-голубых топазов. Даже если и происходит небольшое выцветание, цвет все равно кажется однородным и ярким для невооруженного глаза. Невозможность подтвердить (или опровергнуть) факт улучшения привела к значительному снижению ценности природных голубых топазов. На сегодняшний день это самая дешевая разновидность топазов на ювелирном рынке. И хотя этот пример достаточно грустный и легко может в дальнейшем распространиться на другие случаи невозможности обнаружения улучшений, сине-голубые разновидности топазов – это все же очень красивые и практичные в ювелирных украшениях камни. Так что если у вас появилась возможность приобрести украшение с такими камнями, не упускайте ее!

Кольца с лавандовым аметистом и желтым природным топазом. Фото из личного архива.
Кольца с лавандовым аметистом и желтым природным топазом. Фото из личного архива.

Турмалин

Как правило, нагревание осветляет турмалин, но подчас может превратить камень грязно-зеленого цвета в красивый изумрудно-зеленый. «Гамма»-облучение турмалина приводит к потрясающим цветовым трансформациям. Некоторые бледно-розовые и бесцветные камни становятся ярко-розовыми. Средне-розовые экземпляры могут пожелтеть, а синие – стать пурпурными. «Гамма»-излучение может превратить бледно-желтый турмалин в персиковый. Природные необлагороженные турмалины также по-своему прекрасны в своей «дикой» форме.

Серьги с "дикой" турмалиновой крошкой и жемчугом. Фото из личного архива.
Серьги с "дикой" турмалиновой крошкой и жемчугом. Фото из личного архива.

Циркон

Для цирконов нагрев – это обыденная процедура , так как в природе этот грязновато - коричневый камень не поражает воображение своей красотой. После обработки и при надлежащей огранке он становится красивым прозрачным или голубым драгоценным камнем. Цирконы очень часто встречаются в ювелирных украшениях масс-маркета благодаря отличному соотношению цена/качество и некоторому внешнему сходству с бриллиантами. Как правило, бесцветные прозрачные цирконы удачно сочетаются в ювелирных украшениях с цветными камнями.

Кольцо с цирконом. Фото из личного архива.
Кольцо с цирконом. Фото из личного архива.

Танзанит

Тонирование танзанита стало темой обширных изысканий. При нагреве некоторых кристаллов исчезали красновато-лиловые цветовые оттенки, и камень приобретал изумительный синий сапфировый цвет. Что сделало это драгоценный камень весьма популярным.

Кристалл танзанита. Фото AllTime.
Кристалл танзанита. Фото AllTime.

Аквамарин

Весьма редкая темно-синяя природная разновидность аквамарина стоит дорого. Поэтому те многочисленные темно-синие аквамарины, встречающиеся в ювелирных магазинах, получаются в результате нагрева природных зеленоватых и коричневатых кристаллов при температуре в 400-450° C. После нагрева цвет необратимо изменяется.

Редкая разновидность берилла, известная под названием “Матчиш”, имеет яркий цвет индиго или синий кобальтовый, который является результатом радиационного воздействия, которое могло произойти как в естественной среде, так и в лаборатории. И нагрев, и солнечный цвет приводят к выцветанию, пожелтению, и даже к полному обесцвечиванию. Более бюджетные ярко-голубые цвета также смотрятся очень неплохо.

Кристаллы аквамарина. Фото Галереи самоцветов.
Кристаллы аквамарина. Фото Галереи самоцветов.

Сподумен.

Сподумен обычно подвергается улучшению нагревом , хотя в результате желтовато-коричневый цвет может трансформироваться в пурпурный (фиолетовый).

Колье из жемчуга и кунцита. Фото JewelleryExpert.
Колье из жемчуга и кунцита. Фото JewelleryExpert.

Лиловый кунцит (разновидность сподумена) после «гамма»-облучения может превратиться в изумрудно-зеленый камень, что, как вы понимаете, открывает широкие возможности для разнообразных имитаций природных изумрудов.

С особой осторожностью следует подходить к приобретению изумрудов из Индии. Думаю, что причина более, чем очевидна.

Более подробно на искусственно выращенных драгоценных камнях первой категории (алмазы, рубины и изумруды) и их подделках и имитациях я расскажу позже в отдельной статье. Если эта тема вам интересна, подписывайтесь на мой канал.

Кварц

Это один из камней, наиболее часто подвергающихся улучшениям путем нагревания.

Особым образом обработанный дымчатый кварц (маркетинговое название «раух-топаз», хотя с топазом у этого камня нет ничего общего) после «бомбардировки» «гамма»-лучами чудесным образом превращается в фиолетовый аметист. Следуют признать, что весьма вероятно образование аметистов в природе происходит ровно таким же способом.

Серьги и браслет из дымчатого кварца. Фото из личного архива.
Серьги и браслет из дымчатого кварца. Фото из личного архива.

«Гамма»-облучение в совокупности нагревом некоторых кварцев бразильского происхождения приводит к их окрашиванию в яркий желтовато-зеленый цвет (лимонный кварц), который никогда не встречается в природе . Такой оттенок под лучами солнца постепенно выцветает .

Браслет из микса разных кварцев: розовый кварц, аметист, дымчатый кварц, снежный кварц. Камни природных цветов. Фото из личного архива.
Браслет из микса разных кварцев: розовый кварц, аметист, дымчатый кварц, снежный кварц. Камни природных цветов. Фото из личного архива.

Хотя обычно аметист приобретает коричневатый или красный оттенок при нагревании до 400- 500° C , иногда он становится зеленым. Поэтому иногда такие «гретые» аметисты называют “зеленоватый или зеленый аметист», хотя это ошибочная терминология.

Зеленая разновидность кварца называется празиолитом. Дальнейший нагрев камня может привести к полному обесцвечиванию.

Радиационное облучение кварца дает коричневый, оранжевый и желтый оттенки.

Подвеска "бабочка" из облагороженных зеленого и персикового кварца. Фото из личного архива.
Подвеска "бабочка" из облагороженных зеленого и персикового кварца. Фото из личного архива.

Нагрев аметиста до приобретения им коричневато-желтого оттенка, нашло широкое коммерческое применение. Полученный в результате этого драгоценный камень часто продается под названием «Топаз Мадейра», хотя, как уже говорилось выше, к топазу такой камень по своей природе не имеет ни малейшего отношения. Яркая иллюстрация поговорки « Не обманешь, не продашь ».

Кольцо с "Топазом Мадейра". Фото Salesroom.
Кольцо с "Топазом Мадейра". Фото Salesroom.

Более светлый оттенок тоже получил экзотическое название “Топаз Пальмира,” а красноватый камень - “Испанский топаз.” Как говорится, и Испания тоже попала под раздачу. Излишне говорить, что все эти названия вводят покупателей в заблуждение, и от их использования по-хорошему следует отказаться.

"Испанский топаз"
"Испанский топаз"

Кварц и топаз – это АБСОЛЮТНО разные группы драгоценных камней с разными характеристиками и рыночной стоимостью.

Нагрев аметиста – это «русская рулетка», так как на выходе можно получить полностью обесцвеченный камень.

Жемчуг

Ну вот, наконец, добрались и до всеми, ну или почти всеми, любимого жемчуга.

«Гамма»-облучение отдельных жемчужин дает на выходе серый или синевато-серый оттенки (не путать с черным жемчугом, который встречается в природе). Обработка может улучшить цвет зеленоватых жемчужин. Цвета, полученные в результате «гамма»-облучения, стойкие и равномерные и заметно не выцветают на солнце. Про улучшения жемчуга я подробно расскажу в одной из будущим статей.

Серьги с жемчугом. Фото из личного архива.
Серьги с жемчугом. Фото из личного архива.

- Облагораживание цвета - Диффузия

Нагревание – это широко применяемый старинный метод для улучшения (облагораживания) цвета драгоценных камней. При условии доведения до сведения покупателей факта такого облагораживания, этот способ считается разрешенным в торговле драгоценными камнями. Но с другой стороны, часто обнаружить диффузию крайне проблематично, что провоцирует недобросовестных, мягко говоря, продавцов и дилеров к мошенничеству и обману путем сокрытия того факта, что камни «гретые». Часто такое воздействие радикально меняет внешний облик драгоценного камня.

Сами трейдеры не относятся к этому как к легкому воздействию, скажем, как к «просто нагреву». В процессе диффузии в кристаллическую решетку камня на атомарном уровне попадают посторонние включения. Эти посторонние включения нарушают кристаллическую решетку камня и ухудшают свойства поглощать свет, что в конечном счете приводит к окрашиванию. Те части, которые испытали повреждения на атомарном уровне, получили название «центра концентрации цвета.”

Источник того или иного цвета многих очень прозрачных камней – это такие повсеместно встречающиеся в кристаллической решетке «центры концентрации цвета». Но в ходе лабораторных исследований были обнаружены некие химические процессы, в ходе которых становится возможным «искусственно внедрить» в различное драгоценное сырье посторонние включения, чтобы создавать искусственные «центры концентрации цвета» и таким образом придавать драгоценным камням желаемые оттенки ПОЛНОСТЬЮ искусственного происхождения.

В природных минералах степень диффузии крайне низкая, за исключением случаев воздействия очень высоких температур, при которых камень в большинстве случаев может получить повреждения или разрушиться (расщепление) в естественных условиях. Исключения составляют минералы группы корунда (сапфир) и полевого шпата, которые в природных условиях образуются путем кристаллизации из расплавленного состояния. Поэтому при обработке они могут выдерживать очень высокие температуры, близкие к своей температуре плавления.

Изумруд в породе. Фото из ювелирной энциклопедии SUNLITE.
Изумруд в породе. Фото из ювелирной энциклопедии SUNLITE.

- Обработка бериллием

Наиболее широко изучена диффузионная обработка драгоценных камней, при которой происходит внедрение элемента бериллия в структуру сапфира. В результате минерал приобретает новый цвет, чаще всего оранжевый, но также синий, желтый и красный. На крупных камнях можно заметить даже границу перехода цвета на поверхностном слое, похожую на эффект светопреломления при погружении в жидкость. Но в мелких камнях бериллий может проникать на всю глубину камня, и на них не видны эти границы перехода цвета.

Обработка бериллием легко обнаруживается на спектрометрах и других более совершенных инструментах. Но такое оборудование не находит массового применения среди продавцов ювелирных украшений, поэтому лучше обратиться к геммологу при возникновении сомнений.

Бериллий.
Бериллий.

- “Натуральный красный андезин ”

Драгоценный камень, часто продающийся под названием «красный андезин», часто вызывающий вопросы относительно его истинного происхождения, в последнее время получил поистине гигантское распространение на рынке.

Это, пожалуй, самый яркий пример скрытой от покупателя обработки.

Лабораторные исследования показали, что красный (и зеленый) цвет, видимый на этом «природном камне» достигается путем внутренней медной диффузии бледно-желтого полевого шпата. Медь полностью заполняет кристаллическую решетку «камня-хозяина», и в результате получается вполне себе равномерное и однородное окрашивание (если, конечно, не смотреть через увеличительное стекло). Единственным природным источником на планете Земля для красного и зеленого полевого шпата является месторождение солнечного камня (оликоглаза) в Орегоне. Причем его совокупная добыча значительно меньше, чем все то многообразие ограненных камней под маркой “андезин”, которые заполонили рынок.

Солнечный камень. Фото AstroSon.
Солнечный камень. Фото AstroSon.

Хотя все и признают на словах, что «красный андезин» - это драгоценный камень, полученный путем обработки, тем не менее, его продолжают повсеместно рекламировать как природный драгоценный камень.

Кольцо с "природным красным андезином".
Кольцо с "природным красным андезином".

Способ №3. Облагораживание прозрачности драгоценных камней

Многие драгоценные камни на стадии сырья содержат микроскопические (или крупные) трещины и разломы, которые становятся заметными на поверхности камня в процессе его огранки. Эти трещины видны довольно отчетливо из-за большой разницы в светопреломлении по сравнению с остальной частью камня. Но трещины «исчезают» чудесным образом при их заполнении какой-либо субстанцией (например, маслом, воском, эпоксидкой и т.д.). Выбранный наполнитель заполняет воздушное пространство трещины и имеет близкий по своему значению к основной породе показатель преломления. Иногда ювелиры называют такой камень «леченым».

Вне сомнения, наиболее ярким примером такого облагораживания являются изумруды и рубины. Очень часто в изумрудах встречается вся палитра внутренних изъянов, для обозначения которых современные трейдеры придумали романтичное и завуалированное название «жардин» (калька с французского слова « Jardin » - Сад). Если погрузить изумруд в нагретое масло, окрашенное в зеленый цвет, то оно проникает в камень и заполняет трещины, что в буквальном смысле делает камень более прозрачным и блестящим.

Кольцо с изумрудом. Фото Pinkfern.
Кольцо с изумрудом. Фото Pinkfern.

«Лечение» изумрудов маслом практиковалось на протяжении многих веков, фактически сразу после их добычи. Но масло имеет свойство испаряться при соответствующих условиях, и камень вновь обретает свой первоначальный вид с заметными помутнениями. К счастью, его можно вновь «пролечить» (заполнить трещины маслом) несчетное количество раз. Если использовать в качестве наполнителя эпоксидку и прочие полимеры (типа Эксела), то они будут дольше сохраняться внутри камня. При тщательном осмотре профессиональный геммолог такую обработку конечно же обнаружит.

Многие драгоценные камни проходят обработку с помощью разнообразных «филлеров» для улучшения прозрачности и блеска. Даже природные алмазы имеют примеси темного цвета, которые «выжигают» лазером. Можно легко обнаружить следы лазерной обработки бриллиантов, так как интенсивный лазерный луч оставляет микроскопический «канал» в бриллианте. Однако бывает и так, что лазерная обработка почти незаметна, и понадобится микроскоп, чтобы обнаружить ее присутствие.

Необработанные алмазы.
Необработанные алмазы.

Американская Ассоциация Трейдеров Драгоценных Камней ( American Gem Trade Association - AGTA ) даже разработала специальный набор кодов для классификации способов облагораживания драгоценных камней.

Возможно, что я более подробно напишу про это в обозримом будущем.