Здравствуйте, уважаемые читатели! Как ваше настроение? Чувствуете ли вы приход весны?
А я тем временем все больше превращаю свой канал в своеобразный "винегрет" из тем и жанров, которые мне (и, надеюсь, вам) интересны.
Сегодня я предлагаю не сколько прочитать, а скорее пролистать статью-альбом, где было бы чуть меньше текста, но зато много фотографий и картин. Отдохнуть головой и душой, одним словом. Тем более тема очень "фотографически-картинная", колоритная.
Русское придворное платье.
Эдакий дресс-код для дам, приглашенных на торжественные приемы при российском императорском дворе.
На картине художника Михая Зичи мы видим женщин в весьма самобытных нарядах. А с чего же начиналась история придворного русского костюма?
Сарафан - часть нашей национальной культуры, в переводе с иранского sarapai, означает "одетый с головы до ног". Изначально это длинная одежда с рукавами, надеваемая через голову. Постепенно под традиционным сарафаном стали понимать длинное платье прямого покроя, на лямках, имеющее ярко выраженную "грудную" часть - лиф. Спереди полотнища (части) сарафана могут застегиваться на дутые пуговички, украшаться кружевами, лентами.
Платье-сарафан девушки надевали на рубашки (нижнюю и верхнюю), под сарафаном должны быть нижние юбки. Для того, чтобы выделить талию, наряд подпоясывался. Также характерная черта костюма - достаточно широкий подол.
Впервые, пожалуй, императрица Екатерина II задумалась о таком настоящем национальном платье для дам, приглашенных на официальные мероприятия и важные государственные церемонии. И правда, кто как ни сарафан вобрал в себя качества традиционной народной одежды!
Но в итоге получилось русское придворное платье совершенно особого отлива. Оно заимствовало традиции народной культуры, щедро "приправленные" европейской модой и красивыми драгоценными украшениями.
"Помню, как-то раз, когда я еще была маленькой, я увидела тетю (примечание: Великую княгиню Елизавету Федоровну) в парадном платье - величественную, с длинным парчовым шлейфом, сверкающую драгоценностями и ослепительно красивую. Онемев от восторга, я подошла на цыпочках и поцеловала ее сзади в шею, ниже изумительного сапфирного ожерелья...." - из воспоминаний Марии Павловны Романовой-младшей.
И вправду - настоящий наряд из сказки! Наверное, в жизни выглядит еще красивее, чем на фото. Недаром Мария Павловна, прожив жизнь и давно став взрослой, вспоминает в мемуарах детское впечатление о платье своей тети.
Итак, из чего же состоит парадный туалет? Мы видим бархатное верхнее платье, спереди - разрез, из которого виднеется нижняя белая юбка. Подол сарафана превратился в длинный шлейф.
Особый шарм придают длинные откидные рукава в русском стиле. Весь наряд щедро украшен золотым шитьем. Такой "приспущенный" фасон смело подчеркивает линию плеч и декольте. Что интересно, несмотря на массивность, обилие тканей силуэт все равно получается очень женственным и невульгарным.
"В апреле мы присутствовали на открытии Государственной думы в Зимнем дворце... Государь прибыл в сопровождении пышной свиты: мужчины в парадной форме, женщины в платьях со шлейфами и диадемами..." - из воспоминаний Марии Павловны Романовой-младшей.
В качестве головного убора к русскому платью дамам полагалось надевать кокошник с легкой белой вуалью, а незамужним девушкам - повязку, также с вуалью.
Спасибо за внимание! Надеюсь вам было хотя бы немного интересно! Значит, все не зря! 😊