Не хотели связываться, а человек погиб
По колено в крови
В ту мартовскую ночь прошлого года таксист Виктор Утяшев* привез пассажира на окраину Мурманска. Высадил у обшарпанной хрущевки и поехал вдоль дома в поисках выезда из двора. И вдруг резко притормозил.
Прямо у подъезда он увидел, как высокий мужчина в одних трусах зверски избивает неподвижного человека.
- Судя по записи видеорегистратора, я секунд 30 не мог сдвинуться с места, - признался потом водитель следователю, - так было страшно. Ночь была морозная, но ясная, да еще фонарь яркий горел над подъездом. Для меня это все происходило словно в замедленной съемке или в страшном сне. Мужчина остервенело пинал лежащего да еще наносил удары в прыжке сверху вниз - по голове, животу, по всему недвижимому телу. Ударов 20 он в прыжке сделал, не меньше. Так как тело лежало на выходе из подъезда, он стал выталкивать его железной дверью, сильно нанося ею удары. Потом я, присмотревшись, понял, что это женщина, почти обнаженная. А ноги у истязателя были чуть ли не до колена в крови…
Завернув за угол, таксист тут же вызвал полицию и скорую помощь. Сделал пару кругов по двору, чтоб хоть немного прийти в себя, и, дождавшись полицейских, подъехал снова, чтобы дать свидетельские показания.
Спасибо ему. Случись иначе, так бы и стыла на морозном воздухе умирающая 87-летняя мурманчанка Фаина Ивановна Ивашкина до прихода дворника. А так хоть до больницы ее довезли на скорой и попытались реанимировать. Но бесполезно, спустя несколько часов она скончалась, не придя в сознание.
Человека, избившего ее почти до смерти, полицейские обнаружили по кровавому следу, ведущему из подъезда в квартиру на первом этаже. Он спал вместе с дочкой Фаины Ивановны в обнимку, оставив на опохмелку спирт в канистре. Пожилые любовники (Петру - 58, Марине - 57) были абсолютно голые. Привычно украшенной многочисленными синяками пьяной даме пришлось отыскать где-то старенький бабушкин халат, чтобы хоть условно прикрыть наготу кавалера. Так в халате и в наручниках его и привезли в участок. А Марина еще выпила и завалилась спать дальше.
О том, что случилось с ее матерью, не поинтересовалась. Уж очень пьяная была.
Сталинской закалки
Когда в последние годы при Фаине Ивановне кто-то пытался чернить прошлые застойные годы, пожилая женщина не на шутку сердилась. «Да что ж тогда было плохого-то? - искренне изумлялась. - Квартиры за хорошую работу даром давали, больных бесплатно лечили, в школах и институтах тоже денег ни за что не требовали».
Все в ее жизни так и было. Из глухой вологодской деревни она приехала совсем девчонкой в 1950-м восстанавливать изуродованный войной Мурманск. Сначала трудилась маляром-штукатуром, потом устроилась на знаменитый рыбокомбинат. Вышла замуж, родное предприятие дало жилье - сначала комнату в коммуналке, потом квартиру - аж трехкомнатную, ведь в семье подрастало трое детей.
Муж работал на стройке, она до пенсии трудилась на рыбокомбинате. И хотя быстро овдовела, детей подняла успешно. Летом профком давал путевки в пионерлагеря, иногда и на Черное море. Зимой ребятишки бегали в школу, ходили на бесплатные занятия в кружках. Всех вырастила, у всех семьи нормальные и профессии, все при деле. Кроме одной - средней дочери Марины.
И вот чему все вокруг удивлялись - здоровье Фаину Ивановну никогда не подводило, несмотря на суровые условия работы на рыбопереработке. На пенсию вышла практически без болячек. Сама о себе говорила: «Я не инвалид, чтобы к врачам обращаться. Я - человек сталинской закалки, жаловаться на здоровье по первому чиху не привыкла».
«У нее даже не было амбулаторной карты в поликлинике», - рассказывали следователю родные и знакомые. Только уже после 80 стала подступать к ней старость. Хуже стала слышать, видеть. Но все же не сдавалась. Голова была вполне ясная, ходила своими ногами, что-то нехитрое по дому делала. Еще и за непутевой Маринкой приглядывала.
А та, увы, с детства росла неблагополучной. Толком нигде не училась, не работала. Места работы, да и мужчин меняла как перчатки. Все боялась свое счастье упустить. Говорила подружке: «Женское счастье, как сигнальная ракета: выстрелила, вспыхнула и погасла. А кто не успел - тот опоздал». Вот она все и старалась успеть - в женихах, как в сору рылась, боялась продешевить. А в результате к пенсии осталась одна. Одна дочка вышла замуж и уехала к мужу, а Марина пустилась во все тяжкие - пила запойно, водила в квартиру алкоголиков, веселье там шло так, что пыль столбом. И старой матери то и дело приходилось обращаться к соседям, чтоб вызвали полицию выгнать очередную пьяную компанию.
Кухонный герой
А под новый 2020 год дочка познакомилась у общих знакомых с бравым пенсионером. Высокий, статный, крепкий, физически сильный, несмотря на возраст и запойные пьянки, Петр сначала произвел хорошее впечатление. Быстро отсеял всех кавалеров, ходил в магазин за продуктами (правда, без водки не возвращался), даже что-то готовил на кухне. Фаину Ивановну почти сразу стал называть мамой. Еще частенько приговаривал: «Это - моя любимая теща!».
Правда, небылицы о себе рассказывал - хлебом не корми, особенно хорошенько приняв на грудь. И хотя знали его слушатели, что всю жизнь с перерывами на частые запойные «каникулы» мужчина проработал на снегоуборочной технике, а летом грузчиком в магазине, биографию он себе придумал героическую. И «воевал» - и в Афганистане, и в Чечне, многими боевыми орденами награжден, и вообще он (но, т-с-с, об этом болтать не стоит) тайный сотрудник ФСБ при серьезных погонах. Все эти сказки он рассказывал сожительнице и редким гостям. Много раз порывался жениться на Марине, что не мешало ему периодически украшать ее лицо и тело «фонарями». Но «жениха» пенсионерка откровенно боялась, в ревности он был страшен и обещал убить ее и похоронить на Ленинградке так, что никто и не найдет.
- Ну хоть всех остальных разогнал, и на том спасибо, - вздыхала бабушка Фаина. И старалась нос лишний раз не высовывать из своей маленькой комнаты.
В ту мартовскую ночь Петр опять наведался к своей даме. Принес пару бутылок водки, потом еще сбегал за паленым спиртом. Развели, выпили. Принялись ругаться, да так, что бабушка около полуночи позвонила соседям. Те пришли, попросили буйного кавалера уйти. Тот стал обуваться - ухожу-ухожу, дескать! А потом вернулся вновь.
Снова сидели с Мариной, накидывались разведенным спиртом. Разок, когда раскричались, к ним заглянула Фаина Ивановна, попросила сбавить накал беседы. Спать невозможно, да и соседей беспокоят.
Они согласились, но отношения выяснять продолжали на повышенных тонах.
А потом Петр вдруг встал и пошел из комнаты.
Сожительница подумала - в туалет или на кухню. Но вскоре услышала отчаянные крики престарелой матери. Шатаясь, отправилась к ней в комнату и увидела страшную картину. Ее осатаневший сожитель кулаками бил в лицо и в живот «любимую тещу». Потом, схватил ее за шиворот халата и со всего маху впечатал лицом в пол. Обернулся на Марину:
- Иди в свою комнату, я тут сам с тещенькой разберусь.
Та повернулась и безмолвно шмыгнула в комнату.
Сначала мать кричала, потом умолкла. Женщина высунулась из-за двери. Увидела, как уже в коридоре сожитель бьет старушку головой об стену, валит на пол и пинает. И Марина опять закрыла за собой дверь.
- Я за свою жизнь боялась очень сильно, - сказала она потом следователю. - В полицию позвонить было страшно, родным тоже. Он, видите, какой буйный. А я вон какая - легонькая, как фантик-муравей. Представляете, если он меня толкнет?
Кстати, звуки избиения и слабые крики старой женщины хорошо слышали соседи. Потом в свидетельских показаниях это нашло свое отражение. Но полицию вызывать не стали, дескать, семейное дело. Потом звуки стихли - подонок за седые волосы, вырывая клочья, переволок свою жертву в подъезд. Стал истязать на улице.
Ну а затем, почти успокоенный, вернулся к любимой. Она и не подумала спросить: как там мама? Сели, выпили, бухнулись в постель. И благополучно уснули. Разбудили их росгвардейцы, чем привели кухонного боксера в ярость. Он стал кидаться на сотрудников полиции и даже схватился за нож. При этом он кричал: «Вас что, моя любимая теща вызвала? Мало я ее отоварил?»
Когда Петра - голого, с босыми окровавленными ногами, в стареньком тещином халате - оперативники усаживали в машину, он вырывался и вопил на весь двор. Что он - офицер ФСБ, герой, что он со всех в момент снимет погоны, что они пожалеют, что с ним связались. Бесновался:
- Вам всем - хана!
Прощенья нет
Страшная история. Но, как оказалось, вовсе не первая в жизни этого кухонного бойца. 30 лет назад в первом браке Петр также постоянно метелил молодую жену. А когда однажды ее мать попыталась его урезонить, вступившись за дочь, зверски избил и тещу. «Поучил», так сказать, чтобы не вмешивалась. Тогда в отношении него было возбуждено уголовное дело по статье 112 УК РФ (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью). Он был осужден, отбыл наказание. Сразу после этого жена с ним развелась и навсегда вычеркнула из жизни семьи. Чем, вполне возможно, сохранила жизнь себе и своей матери. А вот старенькую Фаину Ивановну защитить было совсем некому.
И вот иногда задумываешься: что делать тем, кто, как Фаина Ивановна, становится заложником пьяных сородичей? Наркологи-психиатры говорят в открытую - убегать! И как можно дальше от взбесившихся алкоголиков, способных в пьяном угаре на любую, самую непредсказуемую выходку. Даже на убийство. Но куда могла убежать из собственной квартиры, где прожила всю жизнь, 87-летняя женщина? И у кого ей было искать управу на потерявшего человеческий облик алкаша, если родная дочь фактически стала на его сторону?
В ходе расследования признаваться в содеянном преступник, кстати, не собирался. Отпирался до последнего: вот не я это, и все тут! Однако та немалая работа, которую провели следователи, помогла доказать его вину. Как сообщила старший помощник руководителя следственного управления СК РФ по Мурманской области Алина Александрович, был произведен доскональный осмотр места происшествия, специалисты обнаружили и изъяли необходимые следы противоправного деяния. Провели и весь комплекс судебных экспертиз. Благодаря собранным доказательствам установлена виновность подсудимого.
Собранные городским следственным отделом СУ СКР по Мурманской области доказательства признаны судом достаточными для вынесения обвинительного приговора. Мужчина признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 4 статьи 111 УК РФ - причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего.
Приговором суда ему назначено наказание в виде лишения свободы на 10 лет исправительной колонии строгого режима.
Приговор суда не вступил в законную силу.
* Имена и фамилии изменены.
Опубликовано: Мурманский вестник от 11.02.2021