История с митингами вроде как затихла. Оппозиция обещает до весны уйти в спячку, но город (Спб) до сих пор в ограждениях. Даже ребёнок уже задаёт логичный вопрос: "Когда уже это всё уберут? Чего это тут всё стоит? Никого же нет?". В воскресенье катались на ватрушках в парке. Вокруг было полно спец.техника, ОМОНа и полиции. Дети смотрят на всё это и спрашивают: "А чего случилось? Что теракт?". "Нет", - отвечаю. - "Митингующих ждут.". "А они разве собираются прийти?". "Нет, но доверяй, но проверяй!".
Смешно, конечно. Но соц.сети и сейчас пестрят оппозиционными лозунгами, которые репостят сочувствующие. В том числе и учителя мне знакомые.
И вот мне стало интересно: а имеют ли учителя моральное право на публичное выражение своей политической позиции, если в той же "инсте", "ВК", иных соц.сетях на них подписана куча их учеников?
Учитель всегда - авторитет, особенно, если молодой, умный, при этом весёлый и разговаривающий на одной волне с детьми. И вот он репостит какое-нибудь сообщение, так или иначе критикующее действующую власть или выражающее солидарность с преступником (по российским законом, тот, кто совершил правонарушении, предусмотренное УК РФ, и признан судом виновным, является преступником), ученики его смотрят-читают и делают выводы определённые, которые, возможно, их подтолкнут к противоправным действиям. Или не подтолкнут, но сформируют какую-то позицию, по вопросу, в котором они шибко пока не разбираются.
Что вообще должен давать учитель ученику, помимо знаний?! Он должен воспитывать? Он должен формировать взгляды на жизнь? Он должен принимать какую-либо сторону в политических спорах? Или учитель должен побуждать ученика мыслить, взвешивать различные аргументы, рассматривать один и тот же аспект с разных позиций?
У меня был отличный учитель по литературе. Она НИКОГДА не транслировала нам своё отношение к тому или иному герою , писателю. Если на уроке мы вели спор о добре и зле в произведении, то она периодически "подливала масла в огонь" - вставала то на одну, то на другую сторону, заставляя нас рассматривать действия и характеры героев под различным углом.
Соня Мармеладова - жертва обстоятельств? Бедняжка? Конечно, да. Но она же не пошла работать разносчицей газет, или горничной, она сама выбрала путь. У неё тяжёлое детство? Но у многих оно - не сахар.
Соня Мармеладова - простая проститутка? Но ей нужно было устраиваться в жизни, а ей всего 16. На ней вся семья держится. И т.д.
В итоге нам приходилось самим разбираться, who is who.
С другой стороны, учитель - просто человек, который не лишён права голоса, на него не наложен обет молчания. И если он никого никуда не призывает, то может репостить, что угодно.
Государство свою позицию уже высказала: путём увольнений, обысков пед.работников после митингов январских.
Одним пострадавшим стал учитель истории и обществознания Александр Рябчик - "Учитель года Ростов-на-Дону 2020", между прочим. И это печально. Молодой, креативный, умный и талантливый, раз стал победителем в конкурсе.
Он высказывал активно свою гражданскую позицию в своих соц.сетях, но учеников, наоборот, призывал не вмешиваться в то, в чём должны разбираться взрослые. К сожалению, ему это не помогло. И после 31 января, из школы его "попросили", а следом домой нагрянул ОМОН.
Теперь на его педагогической карьере, скорее всего, можно будет поставить крест, только правильно ли это? Ведь он - учитель обществознания. Он учит детей основам государства и права, учит уважать права и свободы граждан, учит уважать государство, объясняет и разъясняет какие вообще отношения у государства со своим народом. И какой пример показало государство?!
Я сама однозначно не могу ответить на этот вопрос. Моя близкая знакомая - учитель, представитель бунтующей молодёжи, как раз - таки, сильно недовольна тем, что произошло с Навальным, при этом объяснить почему недовольна не может. Говорит, что его посадкой, зажимают свободу слова. Ставят крест на развитии России в будущем. На мой вопрос, знает ли за что его посадили, ответить не смогла.
-Я всё равно считаю, что это неправильно!
-Ну как неправильно-то, если ты сама не знаешь? А тебя твои ученики читают, которые не знают даже того, чего знаешь ты, но если Марьиванна считает "Свободу попугаю!", то, я тоже буду так считать.
-Это их право.
-То есть ответственности на себе ты за их мысли не чувствуешь?
-Нет.