Найти в Дзене

Определяем уровень развития внимания у своего ребенка.

Оглавление

Когда ребенок "начинает играть", многие мамы переживают, что дети не могут "усидеть" с одной игрушкой или за одной игрой и нескольких минут. Нагнетающие статьи в интернете пугают, что все это разовьется в отсутствие концентрации внимания в более старшем возрасте и у ребенка будут проблемы с обучением в детском саду и школе.

Для того, чтобы не нагнетать себе беспочвенных опасений, предлагаю обратиться к научным исследованиям и рассмотреть нормативы развития внимания у детей.

Одним из свойств внимания является КОНЦЕНТРАЦИЯ - способность выделять предмет и удерживать на нем внимание определенное время.

Для детей нормы удерживать внимание на ОДНОМ объекте или ОДНОЙ игре следующие:

1,5 - 2 года - 3-5 мин.

2 года - 4-10 мин.

3 года - 6-15 мин.

4 года - 8-20 мин.

5 лет - 10-25 мин.

6 лет - 12-30 мин.

7 лет - 14-35 мин.

8 лет - 16-40 мин.

9 лет - 18-45 мин.

10 лет - 20-50 мин.

Обратим внимание, что временные показатели на каждый возраст ребенка имеют достаточно широкий диапазон. Это связано с индивидуальными особенностями развития конкретного ребенка, но все перечисленные показатели входят в рамки "нормы" и не считаются необходимыми к коррекции.

Важно отметить, что нормальным также считается обязательное увеличение продолжительности концентрации внимания на 2 - 5 минут на каждый год жизни ребенка.

! Не требуйте от детей невозможного!

Часто у родителей встречаются завышенные требования по отношению к детям. В том числе, они нередко считают, что двух-трехлетний ребенок мог бы занять себя в течении часа. Но это невозможно.

Бесполезно требовать от ребенка высокой эффективности, если занятие длиться слишком долго. В таком случае резко снижается концентрация внимания. И как следствие восприимчивость информации.

Также время концентрации внимания на объект зависит и от вида внимания, которое преобладает на момент наблюдения за ребенком.

В психологии определено 3 вида внимания:

  • НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ - такой тип преобладает, если ребенок увлечен темой, ему интересно задание и для поддержания внимания не требуются никакие дополнительные стимулирующие методы со стороны взрослых. У детей до 7 лет доминирует непроизвольное внимание;
  • ПРОИЗВОЛЬНОЕ или ВОЛЕВОЕ, то, которое необходимо удерживать сознательно. Оно связано с волевыми процессами человека и со способностью к саморегуляции. Такой тип внимания проявляется тогда, когда у ребенка появляется цель.
  • ПОСЛЕПРОИЗВОЛЬНОЕ - оно возникает на основе произвольного внимания и появившемся в дальнейшем интересе.

Логично, что при непроизвольном внимании ребенок будет более продолжительное время занят, чем при волевом, ведь оно не требует усилий. Но именно произвольное внимание важно развивать для более успешного (читай "легкого") процесса обучения в школе.

В процессе развития необходимо строить занятия так, чтобы привлекать произвольный и непроизвольный тип внимания, чередуя их. Если воспитывать только произвольное внимание, то "обучение" будет связано с напряжением и станет для ребенка тяжелым и неинтересным трудом, но с другой стороны, если ставить целью только интересность и занимательность, в таком случае у ребенка могут возникнуть сложности с выдержкой и силой воли.