Найти в Дзене
Калугин Петр

Как и почему я начал заниматься обучением

В октябре 2005 начал первую официальную трудовую деятельность в развивающейся розничной компании. Пройдя обучение и стажировку вышел продавцом-консультантом в магазин компании в Екатеринбурге на ботанике, на улице Родонитовой.

Работать в тот период в сотовом ритейле было сложно и интересно, цифровая техника была сложной и в большинстве случаев не понятной для клиентов. Характеристики не понятны, чем отличается полифония, как работает инфракрасный порт, какие типы экранов и чем отличаются.

Редкий клиент в этом разбирался и приходил за конкретной моделью, каждому требовалась консультация. Продавец-консультант должен быть квалифицированным и разбираться во всем от и до.

Когда приходил работать знаний цифровой техники почти не было, только придя в компанию узнал, что такое BlueTooth и как он работает. Аналогично было и со знаниями в остальных направлениях: фотоаппараты, музыкальные плееры, цифровые фотоаппараты и конечно же телефоны.

Пройдя базовое обучение и стажировку мог проконсультировать клиента при выборе техники, при этом знания были общие и поверхностные.

На обучении рассказали, что делать в ситуации, когда знаний не хватает:

"Интересный вопрос, давайте достанем коробку и вместе с Вами разберемся"

Способ помогал выйти из неловкой ситуации, пока не случилась ситуация, после которой начал заниматься обучением.

Клиент пришла за фотоаппаратом, мои знания фототехники оставляли желать лучшего. По проверенной схеме достал одну коробку, вторую, третью и... Клиент произнесла ту фразу, которая стала для меня вызовом:

Вижу Вы не разбираетесь и плохой консультант, пойду в другой магазин, где мне смогут помочь.

В этот момент я понял, что потерял продажу, просто потому, что не знаю ассортимент достаточно, чтобы продать. Допустить повторения ситуации не мог и ушел с головой в изучение фототехники: чем отличаются, какие бывают, что важно учитывать при выборе, какие выгоды каждой функции.

Изучил доступные ресурсы, испробовал на практике возможности цифровых фотоаппаратов. Теперь загнать меня в тупик было не возможно, как мне казалось на тот момент, я знаю все!

на работе, 2006 год
на работе, 2006 год

Первый клиент у витрины с фотоаппаратами был ребенок, лет десяти наверное. Коллеги продавцы редко подходили к детям, потому как продавать детям без взрослых ничего нельзя, а тратить время впустую, как им казалось, не хотелось. Я же работал со всеми.

Я бесконечно задавал ему вопросы, рассказывал, объяснял, достал фотоаппараты, показал как это работает на практике. Порядка часа происходило погружение в мир цифровой фототехники. Коллеги с усмешкой отнеслись к моей детальной проработке, при этом других клиентов не было, можно было себе позволить.

Уже вечером парень вернулся с родителями, позвал и попросил достать фотоаппарат. Сказал, что все понял и расскажет и покажет родителям сам. Я достал фотоаппарат и смотрел со стороны с каким воодушевлением он делится полученными от меня знаниями с родителями, показывает те примеры, которые показывал ему я несколько часов назад.

Продажа состоялась, и родители и ребенок довольны покупкой. А я первый раз испытал этот кайф наставника, когда видишь результат работы, результат обучения. Когда смог научить, знания и умения применяют здесь и сейчас.

После этого изучил другие категории ассортимента, взял на себя ответственность за стажеров, учил и готовил их к самостоятельной работе.

Так начался мой долгий путь в обучении и развитии. Если Вам понравилась история, подпишитесь и поставьте лайк.

Продолжение следует...