В статье рассматриваются 4 метода познания, среди которых – только один метод – мы осваиваем в учебных заведениях.
Остальные методы требуют – определенного духовного развития.
1. Существует четыре метода познания
1.1. Кратко рассмотрим 4 метода познания
Величайший духовный деятель Шри Ауробиндо указывал, что наше поверхностное познание, наше ограниченное и узкое ментальное восприятие себя, своих внутренних движений, внешнего мира, его объектов и событий имеет в своей основе – следующие четыре метода познания (см. : [1, 262].
1. «Познание через отождествление» –
«это первый и фундаментальный метод познания, – присущий сокровенному «я» в вещах» [1.с 262]..
2. «Познание через глубокий непосредственный контакт» –
«вторым, производным методом познания является – познание в основе своей связанное с тайным познанием через отождествление или отталкивающееся от него, но фактически отделенное от своего источника и поэтому эффективное, но не всеобъемлющее» [1.с 262].
3. «Познание через непосредственный контакт – с разделением на субъект и объект» –
«…третий метод – познание через отделение – от изучаемого объекта, но все еще с сохранением непосредственного контакта – (в качестве поддержки) или даже частичной тождественности» [1.с 262].
4. «Полностью изолированное познание» –
четвертый метод –- «познание , опирающееся на процесс – опосредованного контакта, познание, через приобретение «новых» данных, которые, на самом деле, просто бессознательно отыскиваются или обнаруживаются познающим – в содержимом уже внутреннего осознания и знания» (см.: [1 .с.262])
1.2. В учебных заведениях мы осваиваем только – четвертый метод познания
Анализ вышеназванных методов показывает, что, в школах, вузах и иных учебных заведениях мы приобретаем знания - только на основе четвертого метода познания.
2. О методах отождествления
2.1. Ранее приведенный метод самооотождествления относится ко второму или третьему методу познания
При этом приведенный ранее метод самооотождествления представляет собой один из глубоких методов познания и относится ко второму или третьему методу – в зависимости от степени отождествления (см статью - Метод познания – через самоотождествление. ...; ссылка - в конце статьи).
2.2. Наиболее целесообразным является – сочетание отождествления с отстраненностью внутреннего сознания (в свидетеля или наблюдателя)
На уровне нашего поверхностного ума наименее искаженным аналогом познания через отождествление является непосредственное осознание нашего сокровенного существования: когда мы входим в непосредственное соприкосновение с «я» и бытием, и просто понимаем, что они существуют; более ничего в мире наш поверхностный ум не может осознавать с той же непосредственностью.
Но очень часто происходит разделение : одна часть нашего существа – становится мыслью или эмоцией, а другая – либо сопровождает ее, имея с ней определенную связь, либо неотступно следует за ней и знает ее благодаря тесному непосредственному контакту, который всё же – не перерастает в отождествление или в самозабвенную погруженность в данное движение (см.: [1,.с.262 – 263]).
2.3. За счет внутренней отстраненности в свидетеля мы можем фундаментально освободиться – от господства ментальной или витальной природы
..мы не обязательно должны отождествиться и захватываться –.мы можем отстраниться, отделить бытие от его временного становления, созерцать его и контролировать его проявление. Таким образом, за счет внутренней отстраненности мы можем фундаментально освободиться – от господства ментальной или витальной природы и занять позицию свидетеля или наблюдателя , того, – кто обладает знанием и властью (см.: [1,.с.263])
... Если эта отстраненность отсутствует, наше неизменное «я», несущее власть, свободу и знание теряются в нашем природном «я», погруженном в становление, в движение и деятельность. И хотя мы познаём движение изнутри, наше знание остается неполным и не позволяет контролировать его (см.: [1,.с.263]).
Таким образом, наиболее целесообразным является – третий метод познания, который обеспечивает сочетание – отождествления с познаваемым объектом и – сохранение отстраненности внутреннего сознания - (наблюдателя или свидетеля, о необходимости которого постоянно говорит Шри Ауробиндо).
Материал статьи подготовлен на основе следующих источников:
1. Шри Ауробиндо. Жизнь Божественная. Т. II ).СПб. : Мирра, 2015,
Cмежные статьи:
- Метод познания – через самоотождествление, когда «нечто до того неведомое» – открывается вам
саморазвитие самопознание эзотерика йога философия
Канал «Эволюция-II» Подписаться
Ваши комментарии