Найти тему
Эволюция-II

Существует четыре метода познания. Но в школах и в вузах мы осваиваем – только один метод

Оглавление

В статье рассматриваются 4 метода познания, среди которых только один метод мы осваиваем в учебных заведениях.

Остальные методы требуют определенного духовного развития.

Рис.1. Стрела, выпускаемая из лука, символизирует предельную концентрацию ума или нашего «я» – на изучаемом предмете, объекте или процессе.
Рис.1. Стрела, выпускаемая из лука, символизирует предельную концентрацию ума или нашего «я» – на изучаемом предмете, объекте или процессе.

1. Существует четыре метода познания

1.1. Кратко рассмотрим 4 метода познания

Величайший духовный деятель Шри Ауробиндо указывал, что наше поверхностное познание, наше ограниченное и узкое ментальное восприятие себя, своих внутренних движений, внешнего мира, его объектов и событий имеет в своей основе – следующие четыре метода познания (см. : [1, 262].

1. «Познание через отождествление» –

«это первый и фундаментальный метод познания, – присущий сокровенному «я» в вещах» [1.с 262]..

2. «Познание через глубокий непосредственный контакт» –

«вторым, производным методом познания является – познание в основе своей связанное с тайным познанием через отождествление или отталкивающееся от него, но фактически отделенное от своего источника и поэтому эффективное, но не всеобъемлющее» [1.с 262].

3. «Познание через непосредственный контакт – с разделением на субъект и объект» –

«…третий метод познание через отделение – от изучаемого объекта, но все еще с сохранением непосредственного контакта – (в качестве поддержки) или даже частичной тождественности» [1.с 262].

4. «Полностью изолированное познание» –

четвертый метод - «познание , опирающееся на процесс – опосредованного контакта, познание, через приобретение «новых» данных, которые, на самом деле, просто бессознательно отыскиваются или обнаруживаются познающим – в содержимом уже внутреннего осознания и знания» (см.: [1 .с.262])

1.2. В учебных заведениях мы осваиваем только – четвертый метод познания

Анализ вышеназванных методов показывает, что, в школах, вузах и иных учебных заведениях мы приобретаем знания - только на основе четвертого метода познания.

2. О методах отождествления

2.1. Ранее приведенный метод самооотождествления относится ко второму или третьему методу познания

При этом приведенный ранее метод самооотождествления представляет собой один из глубоких методов познания и относится ко второму или третьему методу – в зависимости от степени отождествления (см статью - Метод познания – через самоотождествление. ...; ссылка - в конце статьи).

2.2. Наиболее целесообразным является – сочетание отождествления с отстраненностью внутреннего сознания (в свидетеля или наблюдателя)

На уровне нашего поверхностного ума наименее искаженным аналогом познания через отождествление является непосредственное осознание нашего сокровенного существования: когда мы входим в непосредственное соприкосновение с «я» и бытием, и просто понимаем, что они существуют; более ничего в мире наш поверхностный ум не может осознавать с той же непосредственностью.

Но очень часто происходит разделение : одна часть нашего существа – становится мыслью или эмоцией, а другая – либо сопровождает ее, имея с ней определенную связь, либо неотступно следует за ней и знает ее благодаря тесному непосредственному контакту, который всё же – не перерастает в отождествление или в самозабвенную погруженность в данное движение (см.: [1,.с.262 – 263]).

2.3. За счет внутренней отстраненности в свидетеля мы можем фундаментально освободиться – от господства ментальной или витальной природы

..мы не обязательно должны отождествиться и захватываться –.мы можем отстраниться, отделить бытие от его временного становления, созерцать его и контролировать его проявление. Таким образом, за счет внутренней отстраненности мы можем фундаментально освободиться – от господства ментальной или витальной природы и занять позицию свидетеля или наблюдателя , того, – кто обладает знанием и властью (см.: [1,.с.263])

... Если эта отстраненность отсутствует, наше неизменное «я», несущее власть, свободу и знание теряются в нашем природном «я», погруженном в становление, в движение и деятельность. И хотя мы познаём движение изнутри, наше знание остается неполным и не позволяет контролировать его (см.: [1,.с.263]).

Таким образом, наиболее целесообразным является – третий метод познания, который обеспечивает сочетание – отождествления с познаваемым объектом и сохранение отстраненности внутреннего сознания - (наблюдателя или свидетеля, о необходимости которого постоянно говорит Шри Ауробиндо).

Материал статьи подготовлен на основе следующих источников:

1. Шри Ауробиндо. Жизнь Божественная. Т. II ).СПб. : Мирра, 2015,

Cмежные статьи:

  • Метод познания – через самоотождествление, когда «нечто до того неведомое» – открывается вам

саморазвитие самопознание эзотерика йога философия

.
.

Канал «Эволюция-II» Подписаться

Ваши комментарии