Найти тему
Картины с историей

А виноват ли мальчик с картины «Опять двойка» на самом деле

Эту картину мы знаем с детства. Она печаталась в школьных учебниках, по ней писали сочинения и обучались бытовой живописи. Здесь изображена образцовая советская семья: дочка-пионерка, мама-труженица, малыш на велосипеде. Вот только ложку дёгтя вносит стоящий на первом плане оболтус с покорёженным портфелем.

Фёдор Решетников «Опять двойка», 1952 год
Фёдор Решетников «Опять двойка», 1952 год

Картину написал Фёдор Решетников, который специализировался в жанре соцреализма. Художник назвал картину «Опять двойка», из чего следует главный её посыл: мальчик опять подвёл всю семью, принеся домой плохую оценку.

Картина наполнена осуждением и носит обличительный характер. В школе детям она уже изначально преподносилась так, что мальчик — отрицательный персонаж, а приносить домой двойки это плохо.

При написании сочинений, школьникам уже давался посыл, что, мол, художник, своей картиной хотел сказать, что из-за двоек детей родители расстраиваются, да и самому тоже стыдно. Нужно приносить пятёрки, и тогда всё будет хорошо.

Фёдор Решетников «Опять двойка», фрагмент
Фёдор Решетников «Опять двойка», фрагмент

Но так ли плох этот несчастный мальчик, как нам его преподносят? Ну получил он эту двойку, ну с кем не бывает? Ну может даже и школу прогулял — вон, коньки торчат из портфеля, наверняка, катался с друзьями. Но это не делает его плохим человеком.

Двойки могут быть оттого, что он просто не понимает программу, а из-за бесконечных двоек и замечаний и в школу ходить не хочется, отсюда и прогулы.

Главный герой картины «Опять двойка» выглядит на 5-6 класс, когда начинается сложный подростковый возраст. Это тоже накладывает определённое влияние на ситуацию.

Заниматься с мальчиком некому — родители целыми днями на работе. Отец может и вовсе погиб на фронте, время ведь послевоенное. Художник не случайно изобразил маму одну. Может она просто не справляется с тремя детьми.

Но картина «Опять двойка» на самом деле очень грустная. И вот почему. А дело опять таки в историческом периоде. На дворе 1952 год, то есть всего восемь лет назад, в 1944 году было введено выставление отметок по пятибалльной системе. До этого единой системы оценки не было, чаще всего она была словесной («отлично», «хорошо», «посредственно» и т. д.).

Приветствовались, естественно, высокие баллы — 4 и 5. А вот двоечников в полном смысле считали плохими детьми. Их высмеивали, ограничивали школьными благами, не принимали в пионеры, не брали в походы и в кружки.

Фёдор Решетников «Опять двойка», фрагмент
Фёдор Решетников «Опять двойка», фрагмент

И, естественно, на двоечников без конца жаловались родителям. Вот оттого мама и грустна. Её мне больше всего жаль на этой картине. Её лицо совсем не злое, она не хочет "спускать на сына всех собак", поскольку понимает, что полностью его вины в двойках нет. Да и в целом он не такой уж и плохой.

Но при этом мама понимает, что ей придётся отчитываться и оправдываться за сына перед учителями, соседями, родственниками и другими "доброжелателями". В этой ситуации ей придётся не сладко. Поэтому придётся отчитывать нерадивого ученика.

Мальчика тоже жаль. Он совсем не похож на хулигана. Наоборот, у него довольно подавленный и тревожный вид. Парень понимает, что неправ, но ему трудно изменить ситуацию.

Возможно, в какой-то степени картина «Опять двойка» обращена к тем преподавателям, которые создают подобные конфликты в семьях, настраивая детей и родителей против друг друга.

Педагог и психолог Шалва Амонашвили писал о картине «Опять двойка»:

«Эта картина не для детей написана. Она написана для взрослых. Чтобы они увидели, что так ребёнка принимать нельзя! А надо принимать так, как собака его принимает. Для неё всё равно, с чем он пришёл. С двойкой пришёл – друг, с пятёркой пришел – друг. Не надо принимать ребёнка с отметкой. Отметка — это отметка. А может, ваш двоечник завтра мир будет переворачивать? Ваш троечник депутатом станет, или министром, или хорошим врачом? Не цифры решают, а наше отношение к ребёнку».