Возникновение ислама в начале 7 века положило начало цивилизации, в котораой сложилась система моральных установлений, общая для исламских этносов - "мусульманская этика". "Мусульманская этика" рассматривает сферу отношений человека с Богом и все аспекты поведения и общежития. Часть мусульманской этики, основанной исключительно на коранических тезисах, называется "этикой Корана". Авторитетным текстом для этики считается и Сунна - свод правил и положений представленных в хадисах (рассказах).
В исламской мысли существует принцип: "Коран истолковывает Сунну, а Сунна Коран". Характерная черта мусульманской этики - это непосредственная связь намерения и действия по намерению. В этической мысли Ислама действует формула - "поступки по намерениям". Признаком истинности в арабо-мусульманской мире служит правильное соотношение (сочетание) между явным и скрытым, между правильным намерением и действием. Оценка намерения и действия связана с центральными понятиями Этики: благо и зло; интересы человека; душевные качества и их влияние на поведение.
Категории "блага" и "зла" понимаются как материальные интересы для земного существования, как "полезное" и "вредное". Благим является по "принципу перевешивающего баланса" то, в чём благо перевешивает зло в данный момент, а не то, что причастно к абсолютному благу. Единственный источник блага и зла - это бог. Благо - это верить в "посланника истины" от бога.
Отличительной чертой мусульманской этики является отсутствие представления о "первородном грехе" и отсутствие на человеке печати этого греха Адама. Земная жизнь не наказание. Земля дана чаловеку в распоряжение. Стратегическая цель - это не преодоление в себе злого начала, а возвращение к изначально правильной природе. Бог списывает с мусульман грехи за перенесенные ими страдания. Страсти вредны для приобретения земных благ. Совершенствование возможно для верующих, но это не цель, похвально, но не обязательно. Этике мусульманских обществ 10 века характерно последование линии античности -аристотелизма и платонизма.
В результате Крестовых походов, под влияние мусульманских мыслителей 9-10 веков, таких как Аль-Фараби, Ибн Сина и других философов, усиливается ( и в католическом богословии) влияние аристотелизма, выразившееся в ересях, например, аверроизма и др. Этические нормы Ислама можно определить в следующем: человек должен быть покорным Аллаху; Аллах всё сотворил, всё предвидел и предопределил судьбу каждого; верным Аллах уготовил рай; все мусульмане равны перед Аллахом (воины ислама); уважение старших, запрет азартных игр, вина, воровства и лжи; священными являются родственные связи, гостеприимство, помощь странникам и убогим; главное для женщины - терпение и покорность .