Найти в Дзене
Иеродиакон Василий

Часть 11. Этика буддизма.

Для более полного представления о средневековой морали возможен метод индивидуализации для конкретной культуры, например, краткий анализ культур ислама и буддизма.
К рассмотрению вопроса о теологической этикие индуизма и буддизма в частности, необходим подход с определенной степенью условности понятия о боге. В индийской философской традиции нет единого термина, который реально соответствовал бы

Для более полного представления о средневековой морали возможен метод индивидуализации для конкретной культуры, например, краткий анализ культур ислама и буддизма.

К рассмотрению вопроса о теологической этикие индуизма и буддизма в частности, необходим подход с определенной степенью условности понятия о боге. В индийской философской традиции нет единого термина, который реально соответствовал бы понятию "этика". Понятие "дхарма"(вечный моральный закон) - шире, а "шила"(этические заповеди) - уже требуемого. Одно из учений индуизма - "буддизм", или просто - "дхарма", в социальном измерении включает аспекты религии, права и морали, но не исчерпывается ими. Ставя во главу угла идею "освобождениея" из сансары(перевоплощение) в практике индуизма, адепт лишен всякой возможности оценки своих и чужих действий. Есть лишь определённая технология достижения цели, не имеющей ничего общего с моральным идеалом. Буддизм лишён идеи тварного божества и, соответственно, в нём нет носителя и источника всякого блага и нравственного совершенства.

 Буддийские боги носят "контрабандный" характер. Распространяясь в любой религиозной среде, буддизм встраивал в свое Учение божества своих адептов, но участь этих божеств незавидна, как и у людей. Они подвержены страданиям и круговороту состояний, рождаясь и умирая. После смерти в качестве божества можно снова родиться человеком и попасть в ад. И так до бесконечности. В буддизме нет никакой идеи "духовной эволюции". Следуя "Благородным Восьмеричным путем", к достижению нирваны, адепт проходит этап нравственности, но он не имеет самостоятельной ценности. Это лишь подготовка к трансформации сознания, которая предполагает полное слияние воспринимающего, воспринимаемого и процесса восприятия. А собственное "Я", по доктрине "анатмавада", не может быть объектом. При отсутствии отношений в конечных состояниях между объектом и субъектом подвиги альтруизма, нравственного этапа, имели установку не на любовь к ближнему, которого в буддизме нет, как и "меня", а на ликвидацию "всего своего".

Средневековой буддизм характерен появлением нового направления Ваджраяны (тантрического буддизма). Это понятие переводится как "Алмазная колесница". Новое направление делает упор на возможность не постепенного, а "мгновенного" достижения состояния Будды -нирваны. Средством достижения является техника визуализации "божеств" через чтение мантр из сокровенных тантрических текстов, лишенных словарного смысла. Буддийская доктрина "Анатмавада" - отрицания индивидуальной души, как самое антропологическое учение, лишена теологической основы. Таким образом, буддийскую этику невозможно мыслить как теологическую с позиции истины. Буддизм не знает Божественного Откровения. Не отрицает и не утверждает возможности такового.