Найти тему
Leo media

По каким причинам самолеты не летают над Тибетом.

В наше время каждую минуту взлетают в небо десятки межконтинентальных грузовых и пассажирских авиалайнеры. Небо нашей планет можно сравнить с оживленной трассой. Но и на нем есть огромная область, которая выглядит совершенно пустынно. Почему же на все большую активность год от года авиатрасс самолеты не летают над Тибетом.

Тибетское нагорье самое большое и самое высокое на Земле. Его площадь составляет 1 200 000 миллиона квадратных километров, а средняя высота свыше 4 000 тысяч метров над уровнем моря. Первые попытки преодолеть горное плато были предприняты еще во Второй Мировой Войне. Британские летчики вызвались доставить военный груз из восточной Индии в китайский Куньмин. Нужно было пролететь 840 километров, что было им вполне по силам. Но пролететь нужно было над высокими ступенями Тибетского плато, где самолеты столкнулись с сильной турбулентностью и ураганным ветром. Самолеты кидало из стороны в сторону подобно щепкам в открытом Океане в бурю. Также серьезную опасность представляли японские истребители. И данная территория была признана практически непроходимой. На сорок два месяца противостояния над Тибетом погибло 594 самолета.

-2

Война закончилась давно и современные самолеты намного превосходят самолеты тех времен, но бесполетная зона над Тибетом осталась. Основной причиной является высота плато над уровнем моря. Тибетские хребты кокрас достигают отметки, на которую поднимаются коммерческие авиалайнеры. Полет между горными массивами для таких авиарейсов чреват большими неприятностями, особенно если учесть еще один неприятный фактор - повышенной турбулентностью из-за небольшой разности между высотами гор и эшелонами авиатрасс. Сильная турбулентность чревата разгерметизацией самолета. У пилотов в данной ситуации есть всего двадцать минут, чтобы снизиться до высоты 3 000 метров, по истечении данного времени кислород на борту заканчивается. А в Тибетском нагорье такое место найти сложно, а в условиях чрезвычайной ситуации практически невозможно. Также ветры в данном районе очень сильные, особенно на север-тибетском плато. Значит вероятность аварий самолетов еще увеличивается. Гибельно действуют и низкие температуры, обусловленные как температурой, так и местным климатом. Северная часть Тибета находится в зоне вечной мерзлоты, здесь среднегодовая температура ниже нуля градусов по Цельсию. А во время длительного перелета на большой высоте в сильный мороз при сильном ветре доходящего до 200 м/ сек. может замерзнуть авиационное топливо и аварии не избежать.

-3

Тибет явялется малонаселенной областью. Инфраструктура в этой суровой местности не развита, а значит шансов посадить самолет в случае нештатной ситуации почти нет. Также из-за гор радарные службы в данной местности практически не работают, а значит найти удачное место для посадки тоже минимальны.

-4

Но все же прогресс заглянул и в эти опасные для воздушного транспорта места. Строительство первого в Тибете аэропорта совершалось после ряда проб и ошибок, связанных с организацией рискованных воздушных трасс. В мае 1956 года был построен маленький аэропорт Дамшунг на юго-западе Тибета на высоте 4200 метров над уровнем моря. Первыми самолетами, которые летали к этому аэропорту были советские ИЛ-12. Эти полеты можно было сравнить с подвигом и поэтому аэропорт просуществовал недолго.

-5

Регулярное авиасообщение было налажено в 1965 году. Воздушный порт Лхаса Гонггар стал главным аэропортом в Тибете и своеобразным авиахабом, связывая несколько тибетских внутренних аэропортов. Он находится на высоте 3570 метров над уровнем моря. Длина взлетно-посадочной полосы составляет 4000 метров - это необходимо из-за разряженности воздуха. Лхаса Гонггар входит в число наиболее высокогорных аэропортов мира. На расстоянии тридцати километров его уже окружают горы высотой от 5000 до 6000 метров и выше.

-6

В 2010 году в Тибете открылся еще один высокогорный аэропорт - Нгари Гунса. Он находится на высоте 4274 метра над уровнем моря и используется больше военными службами.

-7

Также в в сентябре 2013 года открылся аэропорт Даоченг-Ядин в провинции Сычуань. Место, где он расположился, достаточно плоское и ровное, поэтому особо масштабных работ по выравниваю площадки для строительства взлетно-посадочной полосы не потребовалось. Географически этот аэропорт находится на окраине Тибетского нагорья. Благодаря новому аэропорту добраться из Чэнду в Даоченг можно за один час вместо двух дней пути. Терминал аэропорта находится на высоте 4411 метров над уровнем моря. Эта высота – примерно половина от нормальной высоты полета самолетов.

-8

И как бы ни были хвалебными рассказы властей Китая о достижениях авиасообщения в Тибете, небо над нагорьем по-прежнему остается пустым. И как бы не менялась современная авиация, опасности Тибетского плато: большая высота гор над уровнем моря, сильная турбулентность, ураганные ветры и отсутствие мест для аварийной посадки, являются решающими факторами в выборе воздушной трассы. И проще потратить больше времени и топлива, чем подвергнуть пассажиров опасности.

Всем хорошего полета и мягкой посадки! Спасибо за прочтение!