Приветствую вас, мои дорогие читатели. Сегодня я поделюсь впечатлениями еще об одном фильме Кирилла Серебренникова.
«Лето» (2018)
Я не фанат Цоя, но с его песнями я знаком со школьных лет. Цой еще был жив, популярен, и даже наше школьное ВИА исполняло его песни на официальных мероприятиях. Не знаю у кого как, а у меня при этом мурашки бежали по коже, и дело было, конечно, не в мастерстве исполнения самоучек-одноклассников, а в том, что песни не могли оставить равнодушным.
Цой прожил всего 28 лет, но оставил нестираемый след даже не в музыке, а в истории нашей страны, поскольку это была особая эпоха, эпоха советского рока. Как говорится, «Цой жив» и мы будем помнить о нем, думаю, еще много-много лет.
Браться за фильм о такой неординарной личности тяжело, ведь Виктор Цой, как, впрочем, и другой главный герой этого фильма Майк Науменко, являются знаковыми фигурами советского рока, пионерами и первопроходцами. Пытаться угодить всем тяжело. Но Серебренников не тот режиссер, который хочет всем понравиться, поэтому и снял первый художественный фильм о Цое. Да, до этого времени, не было снято ни одного игрового фильма о музыканте.
Получился с одной стороны байопик, затрагивающий небольшой период жизни Виктора Цоя, с другой стороны - музыкальный фильм, почти мюзикл. В фильме звучат песни из раннего творчества группы «Кино», когда она еще толком и названия не имела. Многие из этих песен я вообще никогда не слышал, жаль, конечно, ведь они хоть и немного наивные, но все же замечательные. А еще в фильме звучит множество других песен, но об этом чуть позже.
К музыкальной составляющей фильма у меня нет претензий, а вот что касается реалистичности конкретных событий – сомнения есть. Но я понимаю, что в художественном произведении не могут быть, как в учебнике истории, факты и только факты. Всегда есть место и вымыслу, и авторской фантазии, и всякий предположений на тему «а что было бы, если…».
Роль Виктора Цоя исполнил кореец Тео Ю, профессиональный актер из Южной Кореи.
Поскольку Тео Ю, по понятным причинам, русским языком не владеет, да и возможно если бы и владел, переозвучка понадобилась бы все равно. Автор хотел добиться соответствия не столько внешнего, сколько похожести голосовой интонации, как в речи, так и в песнях. Денис Клявер, озвучивающий Тео Ю в фильме, на мой взгляд прекрасно справился с задачей, цоевские интонации явно прослеживаются в голосе. Петр Погодаев, певец-самородок из Якутии, исполняет за кадром песни Цоя, когда Тео Ю делает вид, что поет. И делает Петр это настолько похоже, что отличить от оригинала невозможно. Так что глазам веришь не очень, но ушам – на все сто процентов.
При этом странно, но Майк Науменко, роль которого исполняет Рома Зверь, хоть и в гриме, но вышел и внешне непохожим на прототип, и с иными манерами, а его песни, исполненные Ромой Зверем, не только голосом, но и стилем исполнения прилично отличаются от оригинала. В этом может убедиться любой, кто даже не знаком с творчеством Майка и группы «Зоопарк», изучив имеющиеся в интернете материалы. Мне, как зрителю, это не совсем понятно, ведь Майк такой же главный герой фильма, как и Виктор.
Впрочем, к актерской игре Ромы у меня претензий нет, более того, для меня стало откровением, что Билык очень органично смотрится в кадре, и, простите за тавтологию, профессиональнее многих профессиональных актеров.
Сюжет фильма, по сути, строится вокруг трех человек - Майка, Виктора и жены Майка Натальи. С одной стороны их связывает дружба, с другой – между Натальей и Виктором возникают иные чувства, которые можно назвать влюбленностью. Было ли это в реальной жизни, пускай останется загадкой, но такой любовный треугольник придает фильму лиризма и драматизма, и позволяет посмотреть на идолов, как на обычных людей с их человеческими страстями и чувствами.
А еще в фильме присутствует «параллельная реальность», в виде небольших отступлений от сюжета. Это события, которых в действительности не было, но они придают фильму оригинальность и рвут шаблоны классического кино. Например, банальное происшествие с героями фильма в электричке, превращается в динамичную сцену с дракой, погоней и совместным исполнением песни «Psycho Killer » группы Talking Heads с пассажирами той же электрички, а такая же обыденная поездка в троллейбусе – в мини-шоу с исполнением песни «Passenger » Игги Попа опять же совместно с пассажирами, не знакомыми с правилами произношения английских слов. Ну и наконец, в фильме есть виртуальный герой Скептик, которого в одном из эпизодов «убивают», чтобы он не мешал творчеству. Но Скептик появится еще не раз в фильме…
Как мне кажется, получился замечательный фильм, в котором бережно сохранена атмосфера того времени. Улицы без рекламы, одежда, бытовые вещи, магнитофоны и даже стеклянная тара аутентичны. Но самое главное - фильм передает настроение зарождения чего-то нового, когда молодость и свобода – синонимы, несмотря на непростое время развивающегося социализма. Ведь кажется, что впереди – вся жизнь и бесконечное лето.