Найти тему
Минская правда | МЛЫН.BY

Места для диалога. Почему оппозиция выбирает надписи на стенах, а не возможность высказаться на ВНС

Чего только не слышали о себе силовики от людей со светлыми лицами во время их невероятных акций! Действующий сотрудник милиции Андрей Красовский решил вести дневник протеста, в котором покажет вторую сторону медали и порассуждает о настоящем и будущем белорусов.

После выборов все отмечали, что нужен диалог, нужно услышать друг друга, ведь мы все живем в нашей общей стране, которую каждый из нас стремится сделать лучше. Задача властей была в организации всеобщего диалога, в котором можно было разрешить назревшие конфликты и конкретные проблемы. Платформой для общения было выбрано Всебелорусское народное собрание — народный форум, во время которого обсуждаются основные вопросы развития белорусского государства.

Всем известно, что в Республике Беларусь зарегистрировано порядка пятнадцати партий. Всех их представителей, вне зависимости от взглядов, пригласили на данное мероприятие, трансляция которого идет в прямом эфире. Вот она, реальная площадка для ведения диалога, место, где можно донести свои идеи по совершенствованию нашей страны, созданию полезных и важных инициатив, однако ни одна из оппозиционных партий не приняла приглашение, не воспользовалась возможностью высказаться. Почему? Почему команда Светланы Тихановской не обратилась к этим партиям, чтобы донести свои предложения? В ответах больше эмоций, чем рациональности. Это и понятно, ведь ее программа еще в августе удалена из интернета, а сейчас лишь, цитата ее команды: «работаем над проектом Новой Конституции» и «работаем над проектами реформ экономики, образования, юстиции, медицины». Опущу, конечно, что реформировать медицину сложно, так как это система научных знаний, наука, а вот совершенствовать здравоохранение предлагается, в том числе и делегатами всебелорусского народного собрания. Это все к одному: предложить-то и нечего, пожалуй. Поэтому никто никуда и не идет.

На фоне этого у меня возникают вопросы напрямую к Светлане Тихановской и ее «команде», которые опять зовут людей на улицы: зачем? Ради чего? И за что люди должны выходить на улицы? Если нет программы, если нет предложений, то зачем нарушать правопорядок? Хоть кто-то задумывался о будущем страны в случае выполнения требования «просто убрать эту власть»? Ведь в таком случае протесты в других странах просто радикализировались и приходили в тупик. Выходить на диалог — это трудно, ведь даже в семьях муж и жена не всегда могут на него выйти, но возможно, если отбросить эмоции. В случае страны участников диалога много, поэтому было организовано Всебелорусское народное собрание.

А вот улица, к которой все чаще бесцельно призывают некоторые люди, которые потом говорят, что все было стихийно и никто, никуда никого не звал, отстраняющиеся от любой ответственности — это не площадка для переговоров, а место, где легко спровоцировать на совершение административных правонарушений и уголовных преступлений.

И кстати про надписи на стенах. Существует криминологическая теория, которая говорит о том, что мелкие правонарушения — это значимый фактор, который влияет на величину преступлений в общем. Она называется «теория разбитых окон». «Если в здании разбито одно стекло, и никто его не заменяет, то через некоторое время в этом здании не останется ни одного целого окна» – так звучит один главных тезисов авторов данной теории.

Интересен один эксперимент, который был проведен в рамках этой теории. Он проводился на парковке возле гипермаркета, у стены, где люди оставляют велосипеды, на которых приехали за покупками. Возле этой стены был размещен знак, который запрещал рисовать на стене. В первом этапе эксперимента стена была покрашена в однотонный цвет. На сиденья всех велосипедов экспериментаторы повесили бумажную рекламу. Люди, проводившие эксперимент, скрытно наблюдали за ситуацией, однако заранее убрали с парковки все урны для мусора. Поэтому человек мог либо выбросить рекламу на асфальт или перевесить на рядом стоящий велосипед, что рассматривалось как нарушение принятых норм. Забрать рекламу с собой, чтобы выбросить позже – считалось требованием нормального поведения. Когда стена, возле которой были припаркованы велосипеды, была чистой, то из 77 велосипедистов лишь 25 повели себя некультурно. На втором этапе эксперимента стену уже раскрасили разными надписями и рисунками, его проводили в такую же погоду и в такое же время суток. На этот раз намусорили 53 человека, то есть в два раза больше. Следовательно, невыполнение запрета рисовать на стенах оказалось серьёзным стимулом, который привел к провокации людей нарушать другое принятое правило – не бросать мусор под ноги. Да и сами мы замечали, что в чистом подъезде, на красивой улице, в убранном парке не хочется сорить и нарушать правила, поэтому важно сохранять чистоту и красоту города, а диалог вести на общепринятых в цивилизованном мире платформах.