В многолетнем противостоянии с США России приходится «симметрично» наращивать «мускулатуру», нервируя американцев новейшими отечественными разработками военной техники и технологий. В этом смысле у нас все в порядке: броня крепка и танки наши быстры.
Но создается впечатление, что мы опрометчиво отодвинули в дальний ящик своевременное развитие компьютерных и телекоммуникационных технологий, прошляпив момент, когда противоборство незаметно перетекло в иную, теперь уже информационную, плоскость: интернет, социальные сети. И сегодня круглосуточную битву за умы Россия вынуждена вести на чужих, мощно раскрученных, суперпопулярных интернет-площадках с миллиардной аудиторией по всему миру, таких, как Facebook, Twitter, YouTube и др. А у кого «семечки», у того и «середина лавочки».
Американские компании – владельцы интернет-ресурсов, все отчетливее дают понять российским пользователям, кто в доме хозяин, поступая с контентом, неугодным этим господам, как им вздумается, занимаясь откровенной цензурой наших СМИ.
Первые тревожные для России звоночки прозвонили в интернет-пространстве десятилетие назад. Например, в 2012г., YouTube ополчился против песни «Священная война», звучавшей в видеоролике, посвященном Великой Отечественной войне. При попытке посмотреть его вываливалось шокировавшее российскую публику предупреждение о том, что содержание этого контента «было определено сообществом YouTube как потенциально оскорбительное или неприемлемое». Песня, которая волнует каждого жителя нашей страны до глубины души, пробирает до мурашек, могучий гимн защитников Отечества, поднявшихся против фашизма, – это, оказывается, «неприемлемо и оскорбительно» для заокеанских хозяев видео-ресурса? Аналогичное предупреждение зрителям следовало перед просмотром ролика с песней «Курская битва». Как это понимать и расценивать?
В прошлом году телекомпания «Россия-1», показала пронзительный фильм журналиста Александра Рогаткина «Беслан», который YouTube на своей площадке опять же пометил как содержащий «неприемлемый или оскорбительный» контент. Целый ряд российских СМИ, чья политика очень уж раздражает западных идеологов, не раз незаслуженно страдали от ограничения публикуемой информации на этом популярном иноресурсе.
Последний пример, пару недель назад взбудораживший рунет, связан, как известно, с ограничением загрузки на YouTube-площадке роликов, в которых звучит гимн России. При этом на голубом глазу видеохостинг ссылался на претензию, заявленную некоей иностранной компанией BMI - Broadcast Music, Inc., которая мнит себя правообладателем исполнения российского гимна.
И только после того, как Роскомнадзор обратился в корпорацию Google с требованием снять ограничения на исполнение гимна России, поскольку «гимн, как и иные государственные символы, не является объектом авторских прав», претензия компании BMI была признана необоснованной, и справедливость восторжествовала. Но надолго ли?
И коту понятно - чем круче будет накал информационной войны, тем сильнее проявится «аллергия» у всевозможных иностранных правообладателей соцсетей на контент российских СМИ и отдельных блогеров, тем бесцеремонней и наглее в отношении наших пользователей станут вести себя наши американские "партнеры", предоставляющие услуги по размещению информации на своих ресурсах.
Осознав, наконец, насколько мощную силу представляют социальные сети, способные управлять общественным мнением, влиять на исход избирательных кампаний, раздувать внутригосударственные распри, развязывать международные конфликты, российские законотворцы предприняли, наконец-то, ряд мер, призванных законодательно противостоять этим угрозам.
Только вот беда, подавляющее большинство современных социальных сетей, зарегистрированных за рубежом, не имеет даже представительств в нашей стране и отличается наплевательским отношением к российскому законодательству. Как и с кем в таких неравных условиях вести конструктивный правовой диалог? Как реально воздействовать на иностранные интернет-ресурсы? Вопрос риторический.
Есть другой путь: в пику западным соцсетям и мессенджерам, создавать и развивать собственные российские интернет-площадки. Отечественные ресурсы мирового уровня, такие, как «Яндекс», «ВКонтакте», говорят о том, что умеем мы это делать, есть свои супербашковитые ребята в области компьютерных и телекоммуникационных технологий. Не хватает только государственной воли и широты мышления. И времени тоже в обрез..