Найти тему
ЧГКВН

ИЗБИТЫЕ ТЕМЫ в КВН: почему так много повторов и мало актуального?

Здравствуйте, уважаемые читатели! Минувший Кубок Чемпионов КВН, который нам показали спустя полтора месяца с момента проведения в ЦАТРА, натолкнул меня своей унылостью на определённые мысли. Нет, не про то, что КВН уже не тот, пора уходить Маслякову, команды нынче не смешные, не то что тогда в <вставьте год> и т.д. и т.п. Я задумался, как команда может повторно использовать материал, который уже показывала не то что в Премьерке, хотя она шла на том же канале, но и в Высшей лиге в том числе. Ответ-то, на самом деле, очевиден: редакторы "проспали", команды не потрудились написать что-то ещё, либо просто не хватило времени закрыть конкурсы, потому что, вероятно, отсутствие "Вятки" побудило организаторов хоть немного увеличить время каждого конкурса, иначе игра вообще уложилась бы в час.

И тогда я подумал о другой вещи. Почему многие, кто смотрит КВН постоянно (такие есть, и вы читаете творчество живого тому доказательства), не пропуская ни единого выпуска главных телелиг, нет-нет да и забудут, что какой-то номер, который они увидели, уже показывался командой ранее, два-три года назад. Ведь дело же не в количестве контента, да и не в качестве - если номер смешной, его, наоборот, запомнят - а в чём тогда? Мне кажется, что дело в темах миниатюр и прочих номеров, которые используют современные команды КВН. Давайте порассуждаем, поехали!

"Камызяки", случай в аптеке. Источник - официальный канал КВН на Ютубе
"Камызяки", случай в аптеке. Источник - официальный канал КВН на Ютубе

Темы в КВН используются, можно сказать, стандартные, "предустановленные" - ощущение, когда собирается коллектив, чтобы играть в КВН, где-то внутри него автоматически появляются темы номеров, которые мы слышали десятки, а то и сотни раз. Кстати, этим "грешит" не только КВН, такое можно встретить и в других юмористических проектах, в том же "Камеди", украинской "Лиге смеха", и в нашей версии "Лиги" такое тоже, вероятно, будет. Почему практически на каждой игре КВН вы можете встретить миниатюры, начинающиеся фразой "Случай в аптеке", "В магазине" и так далее?

Кто-то скажет, что команды просто ленивые и не хотят выдумывать что-то нетривиальное, или не умеют писать по-другому. На самом деле, ни одно, ни другое не является правдой, ведь есть множество команд, у которых подвязки к миниатюрам смешнее самих миниатюр, а вы понимаете, что рассмешить словами "Итак, Ивана остановил гаишник" нереально - то есть, остроумные ситуации придумываются, но их единицы, которые теряются на фоне бесконечных "супермаркетов" и "поликлиник". Кто-то скажет, что ленивы редакторы, они же могут вырезать эти надоевшие темы ещё на стадии написания конкурсов - и это тоже не так, потому что мы не знаем, как на самом деле обстоит дело: возможно, редакторы и выкидывают, но либо у команд больше ничего толкового нет, либо переписывают на ту же тему и получается чуть лучше, что уже можно пустить в эфир.

Когда я сам играл в КВН, "Случай в аптеке" был чуть ли не первой миниатюрой, которую я придумывал вместе с коллегой по команде. То есть, подобные темы - это классика, на них тренируются, учатся писать шутки и строить структуру номера. И если так получилось, что в процессе тренировки миниатюра на подобную тему оказалась смешной, то её отправляют в архив и используют в дальнейшем. В принципе, это одна из причин, по которой мы видим бесконечные бытовые ситуации, которые, казалось бы, давным-давно вдоль и поперёк перешучены. Архив - это сокровищница команды, "неприкосновенный запас" номеров, который пускают в ход только в том случае, если не получается написать что-то на игру или всё очень сильно порезали редакторы. Стоит ли говорить о том, что коллектив, который до телевизора играл в десятке региональных и центральных лиг, с огромной вероятностью будет иметь в своём архиве старую, избитую тему, которая пригодится в случае замены чего-то вырезанного?

"Юра", случай в магазине. Источник - официальный канал КВН на Ютубе
"Юра", случай в магазине. Источник - официальный канал КВН на Ютубе

И тут мы плавно подходим ко второй причине - актуальности. Актуал в наше время мало кто пишет, и тут тоже всё вполне объяснимо: на игре ты можешь показать актуальный номер, но ты не сможешь положить его в архив, потому что такой номер будет понятен и смешон только непосредственно во время инфоповода. Кто-то сейчас, например, помнит, что когда-то на логотипе "Билайна" была изображена пчела? А двадцать лет назад это было актуальным, и про это шутили, и по созвучию с Биланом сравнивали, который сейчас, к слову, тоже не так на слуху, как после скандального выступления в Самаре - уже все про это забыли, но тогда в адрес певца отпускали много шуток, и они были смешными именно из-за своей актуальности.

В архиве накапливают зачастую номера, которые не имеют какой-то привязки к событию, если только оно не известно всем или не взято из школьного курса истории. А всё потому, что их можно использовать в любой лиге, таким образом, команды перестраховываются на случай, когда время будет поджимать, а головы (или авторы) уже не будут в состоянии написать что-то стоящее. И актуал, как бы он не ценился в современном КВН, мы слышим со сцены Высшей лиги гораздо реже, чем это было даже в прошлом десятилетии.

Не последнюю роль здесь может играть и время выхода телеверсий игр на ТВ - мы прекрасно помним последние несколько примеров, когда летний "Голосящий КиВиН" нам показали в середине осени, а сентябрьские полуфиналы мы увидели аж в декабре. Какой вообще смысл писать актуал, если неизвестно, когда игру покажут по телевизору? Всё больше случаев, когда номера, основанные на свежих острых новостях, просто обесценивались, теряя свою актуальность из-за выхода программы через пару месяцев после проведения игры. Вот мы и видим бесконечные "аптеки", ведь о чём-то же шутить нужно, а если, как говорит Савва Савченко, "КВН существует в юмористическом вакууме" - это единственный способ хоть как-то "закрыть" конкурсы игры.

"Утомлённые солнцем", случай в ресторане. Источник - официальный канал КВН на Ютубе
"Утомлённые солнцем", случай в ресторане. Источник - официальный канал КВН на Ютубе

Ну и последняя причина, которую вижу лично я, это цензура. Как цензура "АМиКа" и Первого канала, так и общая, распространяющаяся на все СМИ. Так или иначе, она присутствует, об этом говорят все сопричастные к созданию КВН как телепродукта, хоть и не заявляют об этом явно - цензура есть и точка! - а пытаются как-то смягчить заявление и сгладить острые углы. Тот же Евгений Донских в интервью у Андрея Пределина прямо и коротко на вопрос не ответил. Лишь бывший редактор Вышки Дмитрий Колчин говорил, что, мол, да, цензура есть, вы чего, как без неё на главной "кнопке" большой страны? Только вот потом извинялся и заявлял, что его не так поняли. Значит, цензура и правда есть :)

Получается, что избитые темы, которые уже надоели абсолютно всем, и КВНщикам, и зрителям, и, вероятно, жюри, до сих пор существуют, потому что они легко взаимозаменяемы и не требуют привязки к актуальным новостям, могут "встать" в любой конкурс любой игры любого года, а также без проблем пропускаются цензурой "АМиКа" и Первого. Вот и выходит, что одни и те же, по сути, номера, но с разными шутками внутри, мы с вами наблюдаем в течение сезона и, так происходит каждый год. Поэтому не зазорно запутаться и забыть, что, например, "Раисы" уже шутили про акцию "Пятёрочки", а "Так-то" про грудь. Другое дело, что сами команды прекрасно понимают, что скармливают зрителям одно и то же, но ничего с этим поделать не могут. Такая система.

А на этом всё! Спасибо, что дочитали до конца, если понравилось - поставьте лайк, и не забывайте о комментариях!

Также можете почитать статью "Детский КВН - позор "АМиКа: зачем он нужен?"

До встречи на канале!

Поддержите канал ЧГКВН - любая сумма будет принята с благодарностью!