Платформа COVAX была создана как механизм глобальной солидарности для того, чтобы обеспечить доступом к вакцине от коронавируса 2 миллиарда жителей стран «с низким или средним уровнем дохода» до конца 2021 года. Однако вскоре выяснилось, что богатые страны, зарезервировавшие для себя вакцины на много месяцев вперёд, не намерены ни с кем делиться – самим не хватает. Срыв поставок затронул даже страны Западной Европы, которая лихорадочно вводит запрет на экспорт.
В итоге финансирование платформы оказывается катастрофически недостаточным, а западные компании-производители вакцин, получающие колоссальную прибыль, не намерены отказываться от права собственности на технологии. Возможно, что жители бедных стран получат доступ к прививкам лишь в 2024 году. Это значительно увеличит смертность и отсрочит восстановление глобальной экономики.
Теоретически существует специальная программа, позволяющая бедным странам получить доступ к бесценным ампулам. Запущенный в апреле механизм финансирования COVAX, объединяющий закупки и уменьшающий риски за счёт сотрудничества с другими государствами-участниками, призван обеспечить 2 миллиарда доз нескольких вакцин до конца 2021 года, что позволит охватить 20 % самых уязвимых групп населения в 91 стране с низким или средним уровнем дохода. «Это прекрасная новость и важный этап для мирового здравоохранения», – радостно сообщил 18 декабря генеральный директор Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), координирующей эту программу.
Однако в последние дни энтузиазм резко убавился. Организационному комитету приходится напоминать жертвователям о необходимости финансирования проекта. «В начале 2021 года дополнительно потребуется 4,6 миллиарда долларов для закупки вакцин от COVID-19 как минимум для 20 % населения всех стран с низким или средним уровнем дохода», – подчеркнул 21 декабря Тедрос Аданом Гебреисус во время новой пресс-конференции. «Я очень обеспокоен тем, что вакцинный национализм может лишить самых бедных и уязвимых людей мира основных инструментов борьбы с болезнью», – справедливо напомнил он.
По данным агентства Reuters, основанным на оказавшихся в его распоряжении конфиденциальных документах, сегодня с реализацией программы COVAX дела обстоят не лучшим образом. Похоже, что инициатива провалилась. Во внутреннем документе международной организации The Vaccine Alliance (Gavi), созданной в 2000-м году для обеспечения доступа к вакцинам в бедных странах, говорится: «Очень высока вероятность того, что население бедных стран будет лишено доступа к вакцинам от COVID-19 вплоть до 2024 года. Это связано с нехваткой средств, факторами поставок и сложными условиями контрактов».
Тем временем богатые страны поспешили обеспечить себе преимущественное право закупки миллионов доз на основе соглашений с фармацевтическими компаниями. Последние получают колоссальную прибыль, а на складах в некоторых странах, включая США и Канаду, возможно наличие излишков вакцин. Следует заметить, что Pfizer-BioNTech и Moderna в настоящее время резервируют свои ампулы только для богатых клиентов. «Мы столкнулись с политикой двойных стандартов и двойных подходов со стороны самых богатых стран мира, которые набросились на все имеющиеся на рынке дозы вакцины и очень неохотно финансируют проект COVAX. Это в итоге отсрочит окончание пандемии», – заявляет Наджад Валло-Белкасем, директор французского подразделения неправительственной организации ONE. Она прогнозирует мрачную картину в случае, если богатые государства получат первые 2 миллиарда доз вакцины: смертность увеличится в два раза, а для мировой экономики это обойдётся примерно в 1,2 триллиона долларов в год.
Между тем Китай, руководствуясь геополитическими интересами, может изменить ситуацию. Пекин заявляет, что может распространить 400 миллионов доз трёх вакцин по всему миру. Он может произвести 610 миллионов доз в 2020 году и более 1 миллиарда в течение первых шести месяцев 2021 года. Приоритет отдаётся соседним странам: Таиланд, Индонезия, Лаос, Камбоджа, Малайзия, Филиппины. Особый подход проявляется в отношении Бразилии и Индонезии. Некоторые арабские страны (Египет, Марокко, Объединённые Арабские Эмираты) могут присоединиться к потенциальным заказчикам китайской вакцины. К тому же китайские лаборатории CanSino и Sinovac заключили с Бразилией, Индией, Индонезией и Мексикой соглашение о передаче технологий. Однако отсутствие договора об отказе от права интеллектуальной собственности на технологии, помогающие бороться с COVID, остаётся препятствием на этом пути. Самое главное, что вакцина уже есть на рынке, и она находится в центре финансовых, политических и геостратегических вопросов. Благие намерения закончились неудачей. Настало время, когда каждый стоит за себя. В гонку вступают фармацевтические компании. Правительства паникуют из-за масштабов пандемии. Ну а бедные подождут.