После полуночи
Кухонная плитка - это, конечно, хорошо...но какой мужчина откажется от оружия?© Нельсон. Симпсоны.
Конечно, вам уже знаком творческий тандем Джастина Бенсона и Аарона Мурхеда, если же нет - вы плоховато следили за нашими публикациями, так что в конце статьи мы дадим ссылки на пару обзоров их фильмов. Ребята не только снимают самобытные хорроры и мистику, они занимаются продюсированием. В этот раз они вложились в проект Джереми Гарднера, который исполнял роль в их триллере "Весна". Для Гарднера это дебют в качестве режиссера и сценариста, сам же он исполнил главную роль. Можно подумать - зачем нам побочка хипстерской компании? Но фильм, несмотря на странность и некоторую незрелость, весьма интересен.
Первое, что стоит уяснить - это не фильм ужасов, в привычном понимании точно. Ужас, тем временем может быть разным. Главный герой Хэнк в исполнении Гарднера страдает от набегов некоего монстра по ночам - парню приходится баррикадировать входную дверь и буквально ночевать на баррикадах с ружьём в обнимку. Казалось бы - ну что может быть важнее и интереснее для мужчины, чем изловить монстра и победить чудовище?
Однако, Хэнку не до того - он с монстром борется как-то на отвяжись. Никто из знакомых ему не верит, да он и не особенно пытается кого-то убедить. Хэнк больше поглощён меланхолией, подвержен частым флешбекам с выпадением из реальности - ведь недавно от него ушла девушка, с которой он прожил 10 лет. Вот что действительно мучает и пугает Хэнка. Пока зритель ищет мистическую связь между появлениями монстра и исчезновением девушки Эбби, герой никакой связи не ищет. Он просто выпадает из реальности - никто не верит в его россказни о монстре, зато каждый очень понимающе относится к тому, что Эбби исчезла - ведь она устала ждать. Устала ждать пока, Хэнк решится хоть на что-то. А на что можно решиться, когда за дверью бродит монстр.
Если серьёзно - это драма о взрослении с неглупыми диалогами, вполне достоверной картинкой повседневности, продуманными персонажами и очень красивой аллегорией. Что ещё удалось авторам красиво - те самые сцены воспоминаний некогда счастливой жизни Хэнка и Эбби. Актриса Бриа Грант составила отличный тандем с Гарднером, "плёнки" их отношений смотришь с удовольствием и напряжением, пытаясь понять, когда же всё пошло не так, чей взгляд не похож на счастливый? Это в действительности крутая штука.
Что же произойдёт, если Эбби вернётся? А что произойдёт, если вернётся монстр? Когда удастся повзрослеть? Да кто вообще хочет взрослеть? Гарднеру точно пришлось повзрослеть, чтобы передать то щемящее чувство, которое испытываешь в последней четверти фильма - важный диалог между героями, каждый из которых пытается примириться с действительностью и жить дальше, развиваться там, где он есть. И тогда - даже если монстр и придёт - ему не сдобровать.
Если вы всё же решитесь посмотреть это кино, несмотря на рейтинги и отзывы - вот вам совет - не относитесь к этому чересчур серьёзно, и тогда вам удастся почувствовать то, что авторы пытались сказать. Здесь вправду есть смысл.
Оленья кожа
По одёжке встречают.
Пожалуй, каждый режиссер хочет снять свою "Внутреннюю империю" - фильм, который максимально достоверно отображал бы все перипетии творческого процесса, со всеми его ужасами, страхами и неврозами. У каждого это получается по-разному. Например, у Кауфмана есть "Синекдоха, Нью-Йорк" - волшебный фильм-сон в кодировке магического реализма. Квентин Дюпьё рассказывает историю своим киноязыком - и, конечно, это нечто личное.
Дебютом Дюпьё был неординарный фильм "Шина", который показал стремление режиссера делать что-то, не как у всех - главным героем фильма была простая автомобильная шина, которая вдруг будто обрела волю. Также Дюпьё уже снимал кино о внутренней кухне кинематографа - фильм "Реальность" рассказывал историю неприметного оператора, мечтающего снять свой первый фильм.
В "Оленьей коже" эти два интереса сошлись - во-первых, режиссер будто предлагает считать за главного героя куртку из оленьей кожи, которую покупает главный герой (и как бы перестаёт быть главным). Механика вещи, которая имеет волю и управляет человеком - весьма интересная и редкая сейчас штука (можно вспомнить "Маленькое красное платье", ссылка будет внизу), но есть и во-вторых. Герой меняет облик, и ему кажется, что этого достаточно, но в комплекте к куртке бывший хозяин отдаёт ненужную видеокамеру, и теперь у главного героя появляется ещё и профессия. Вот тут и срабатывает второй аспект - Дюпьё снова делает кино про неприметного оператора, который вдруг решает снять фильм - возникает ощущение, что сам Дюпьё пытается обнулиться, найти нулевую тропу, развилку, чтобы снова выбрать путь, чтобы рассказать историю максимально простую и универсальную.
Потому первым делом режиссер максимально обнуляет главного героя - он делает его попросту никаким. Мы знаем, что героя бросила жена, судя по всему забрав его дом, после пары звонков герой окончательно обрывает последнюю нить, выбрасывая телефон. Он приезжает в глушь, оплачивает номер на некоторое время вперед и все остальные деньги тратит на кажущуюся ему роскошной старомодную куртку из оленьей кожи. Эта куртка становится его единственным наполнением, и во время разговора в баре герой, не дождавшись, когда его новую личность оценят, сам обращает на себя внимание, задав вопрос о куртке - именно она становится для него единственной ощутимой связью с внешней средой. Персонаж настолько пуст, что не может ответить на встречный вопрос, чем он занимается, и, если бы ему в руки не попалась та видеокамера, он бы не нашёлся, что сказать. Теперь же он вдруг назвался кинорежиссером, и после такого готов лезть в кузов, вернее снимать фильм.
Каждый знает, что первая история любого рассказчика - история о себе, а для нашего героя это равнозначно истории о его куртке. Куртка хочет быть особенной, транслируя волю главного героя быть особенным - поэтому всеми правдами и неправдами наш персонаж начинает добиваться того, чтобы оказаться единственным в городе парнем в куртке. Всеми методами. О том и его кино.
О том и кино Дюпьё - как остаться единственным и неповторимым, будучи просто человеком, человеком в куртке и человеком с камерой. Это вопрос к самому себе, который предлагается автором к обсуждению. Это попытка переизобрести себя, в том числе личная попытка самого Дюпьё. Почему это должно быть интересным кому-то - да потому что есть кризис среднего возраста, и какого ещё угодно возраста и есть моменты понимания, что то, чем ты занят и во что одет создают образ о тебе, и становится тяжело, когда ты меняешься, а представление о тебе становится глыбой, которую не сдвинуть. А ещё - это честное признание творческого человека, что режиссер - это просто парень, которому в нужный момент подвернулась камера, и нечем больше было заняться.
Занятно, что оригинальное название переводится с французского как "Олень" и никакой куртки тут не хватит - начинка это главное, а начинка бывает разной.
Наездница
Куда ты пойдешь, когда будет казаться, что есть выбор?
Среди фильмов 2020го года, пожалуй, самым странным зрелище стала именно эта картина. Кроме того, "Наездница" стала одним из самых необычных и зачаровывающих фильмов последнего времени вообще. Несмотря на все свои промашки. И если к первому сегодняшнему фильму "После полуночи" приложили руку Бенсон и Мурхед, то к "Наезднице" имеют отношение две других фигуры инди-мистики - браться Дюпласс, авторы "Комнаты 104" и хоррора "Ублюдок" (ссылки будут).
Сложно описать этот фильм, не ударяясь сразу в рассуждения на тему. Однако, стоит начать с вводных данных. Сара - весьма странная девушка, можно даже сказать, хрестоматийно странная - у неё в её возрасте нет постоянных отношений (и вообще нет отношений), и это касается не только отношений с парнем - Сара находится только в "предложенных отношениях" - с соседкой по квартире, с коллегой по работе в салоне тканей, с хозяевами ранчо, на котором Сара раньше каталась на лошади. Некоторые из этих отношений навязаны ей, иные - она пытается навязать другим, например, хозяева конюшни не в восторге от того, что она приходит встретиться с лошадью.
Поднятая коллегой по работе фраза про ДНК-тест заставляет героиню задуматься о поиске корней, "иных" корней, чем те, о которых она знает - её мать страдала депрессией, а бабушка вообще была крайне странной персоной. Тем временем, у Сары намечается день рождения, на который она пытается хоть кого-то позвать, но получается, что с ней исподволь отмечают соседка по квартире со своим бойфрендом и приглашенный парнем друг, с которым у героини складывается симпатия. Всё вроде идёт на лад - парень приглашает на свидание, ДНК-тест отправлен, и Сара ждёт результатов, вот только корни дают о себе знать - не так просто начать жить простой жизнь, несмотря на все её плюшки.
У Сары начинаются странные сны, в которых она видит незнакомых людей в загадочной белой комнате. Встретив одного из этих людей в реальности, она начинает следить за ним. Однажды Сара предлагает новому ухажеру присоединиться к этой слежке, за этим следует другое ещё более странное предложение, что подрывает зарождающиеся отношения. Саре приходит в голову мысль, что она клон, кроме того - она начинает слышать обрывки разговоров "из будущего" - разговоры из сцен, которые случаются, к примеру, на следующий день. После череды странных метаморфоз времени и пространства Сара оказывается на приёме психиатра.
"Наездница" - это не хоррор о карме наподобие "Реликвии", и хотя здесь, определенно, есть осязаемая тема наследственности и преемственности, от которых не уйти, важнее тут другое. Важнее то, куда ты отправишься, если у тебя будет выбор. Сара будто очнулась во всей своей странности в какой-то момент, очнулась странным человеком без успешной работы, без отношений и семьи, без толпы друзей, в компании лишь странных обрывочных увлечений. Попытки наладить жизнь и найти что-то в своих корнях, или в своём окружении столкнулись с пробуждающейся кармической связью, которая оказалась куда сильнее. Стоит заметить, что Сара так и не узнала результаты теста - пока материал был в обработке, девушка уже оказалась в совсем другом мире - в мире, где родство душ известно без тестирования, где возможны перемещения во времени через белую комнату, где люди меняются местами, и есть шанс создать мягкие доспехи наездницы и отправиться туда, где хоть что-то кажется родным и куда более интересным, чем обыденность.
Отличная игра Элисон Бри и Джона Рейнольдса, очаровательные визуальные решения - не дорогие спецэффекты, а уютные решения, мягкая и тягучая атмосфера ТВ-фильма 80-х, наподобие того, что Сара всё время пересматривала и - да, это странный фильм, в котором был, кажется, куда больший потенциал, но авторы сказали то, что хотели и так как хотели - и это достойно уважения.
Знаковые фильмы Бенсона и Мурхеда, продюсеров "После полуночи" - "Весна" в этой подборке и "Паранормальное" в этой
Отличные проекты братьев Дюпласс, продюсеров "Наездницы" - сериал "Комната 104" и триллер, снятый без бюджета "Ублюдок"
Самые ожидаемые фильмы ужасов 2021 года
Три отличных свежих триллера - странных и атмосферных
По версии Кинга - первая и вторая части подборки фильмов, рекомендованных мастером жуткой прозы