Найти тему
ТЕЛЕУЖИН

Три пропущенных. Предельно странные и атмосферные триллеры 2020

После полуночи

Кухонная плитка - это, конечно, хорошо...но какой мужчина откажется от оружия?© Нельсон. Симпсоны.
shot from "After Midnight"/2019/Jeremy Gardner, Christian Stella/Rustic Films, Kavya Films, Vested Interest/Источник - kinopoisk.ru
shot from "After Midnight"/2019/Jeremy Gardner, Christian Stella/Rustic Films, Kavya Films, Vested Interest/Источник - kinopoisk.ru

Конечно, вам уже знаком творческий тандем Джастина Бенсона и Аарона Мурхеда, если же нет - вы плоховато следили за нашими публикациями, так что в конце статьи мы дадим ссылки на пару обзоров их фильмов. Ребята не только снимают самобытные хорроры и мистику, они занимаются продюсированием. В этот раз они вложились в проект Джереми Гарднера, который исполнял роль в их триллере "Весна". Для Гарднера это дебют в качестве режиссера и сценариста, сам же он исполнил главную роль. Можно подумать - зачем нам побочка хипстерской компании? Но фильм, несмотря на странность и некоторую незрелость, весьма интересен.

Первое, что стоит уяснить - это не фильм ужасов, в привычном понимании точно. Ужас, тем временем может быть разным. Главный герой Хэнк в исполнении Гарднера страдает от набегов некоего монстра по ночам - парню приходится баррикадировать входную дверь и буквально ночевать на баррикадах с ружьём в обнимку. Казалось бы - ну что может быть важнее и интереснее для мужчины, чем изловить монстра и победить чудовище?

Однако, Хэнку не до того - он с монстром борется как-то на отвяжись. Никто из знакомых ему не верит, да он и не особенно пытается кого-то убедить. Хэнк больше поглощён меланхолией, подвержен частым флешбекам с выпадением из реальности - ведь недавно от него ушла девушка, с которой он прожил 10 лет. Вот что действительно мучает и пугает Хэнка. Пока зритель ищет мистическую связь между появлениями монстра и исчезновением девушки Эбби, герой никакой связи не ищет. Он просто выпадает из реальности - никто не верит в его россказни о монстре, зато каждый очень понимающе относится к тому, что Эбби исчезла - ведь она устала ждать. Устала ждать пока, Хэнк решится хоть на что-то. А на что можно решиться, когда за дверью бродит монстр.

Если серьёзно - это драма о взрослении с неглупыми диалогами, вполне достоверной картинкой повседневности, продуманными персонажами и очень красивой аллегорией. Что ещё удалось авторам красиво - те самые сцены воспоминаний некогда счастливой жизни Хэнка и Эбби. Актриса Бриа Грант составила отличный тандем с Гарднером, "плёнки" их отношений смотришь с удовольствием и напряжением, пытаясь понять, когда же всё пошло не так, чей взгляд не похож на счастливый? Это в действительности крутая штука.

Что же произойдёт, если Эбби вернётся? А что произойдёт, если вернётся монстр? Когда удастся повзрослеть? Да кто вообще хочет взрослеть? Гарднеру точно пришлось повзрослеть, чтобы передать то щемящее чувство, которое испытываешь в последней четверти фильма - важный диалог между героями, каждый из которых пытается примириться с действительностью и жить дальше, развиваться там, где он есть. И тогда - даже если монстр и придёт - ему не сдобровать.

Если вы всё же решитесь посмотреть это кино, несмотря на рейтинги и отзывы - вот вам совет - не относитесь к этому чересчур серьёзно, и тогда вам удастся почувствовать то, что авторы пытались сказать. Здесь вправду есть смысл.

Оленья кожа

По одёжке встречают.
shot from "Le Daim"/2019/Quentin Dupieux/Atelier de Production, Arte France Cinéma, Nexus Factory/Источник - youtube.com
shot from "Le Daim"/2019/Quentin Dupieux/Atelier de Production, Arte France Cinéma, Nexus Factory/Источник - youtube.com

Пожалуй, каждый режиссер хочет снять свою "Внутреннюю империю" - фильм, который максимально достоверно отображал бы все перипетии творческого процесса, со всеми его ужасами, страхами и неврозами. У каждого это получается по-разному. Например, у Кауфмана есть "Синекдоха, Нью-Йорк" - волшебный фильм-сон в кодировке магического реализма. Квентин Дюпьё рассказывает историю своим киноязыком - и, конечно, это нечто личное.

Дебютом Дюпьё был неординарный фильм "Шина", который показал стремление режиссера делать что-то, не как у всех - главным героем фильма была простая автомобильная шина, которая вдруг будто обрела волю. Также Дюпьё уже снимал кино о внутренней кухне кинематографа - фильм "Реальность" рассказывал историю неприметного оператора, мечтающего снять свой первый фильм.

В "Оленьей коже" эти два интереса сошлись - во-первых, режиссер будто предлагает считать за главного героя куртку из оленьей кожи, которую покупает главный герой (и как бы перестаёт быть главным). Механика вещи, которая имеет волю и управляет человеком - весьма интересная и редкая сейчас штука (можно вспомнить "Маленькое красное платье", ссылка будет внизу), но есть и во-вторых. Герой меняет облик, и ему кажется, что этого достаточно, но в комплекте к куртке бывший хозяин отдаёт ненужную видеокамеру, и теперь у главного героя появляется ещё и профессия. Вот тут и срабатывает второй аспект - Дюпьё снова делает кино про неприметного оператора, который вдруг решает снять фильм - возникает ощущение, что сам Дюпьё пытается обнулиться, найти нулевую тропу, развилку, чтобы снова выбрать путь, чтобы рассказать историю максимально простую и универсальную.

Потому первым делом режиссер максимально обнуляет главного героя - он делает его попросту никаким. Мы знаем, что героя бросила жена, судя по всему забрав его дом, после пары звонков герой окончательно обрывает последнюю нить, выбрасывая телефон. Он приезжает в глушь, оплачивает номер на некоторое время вперед и все остальные деньги тратит на кажущуюся ему роскошной старомодную куртку из оленьей кожи. Эта куртка становится его единственным наполнением, и во время разговора в баре герой, не дождавшись, когда его новую личность оценят, сам обращает на себя внимание, задав вопрос о куртке - именно она становится для него единственной ощутимой связью с внешней средой. Персонаж настолько пуст, что не может ответить на встречный вопрос, чем он занимается, и, если бы ему в руки не попалась та видеокамера, он бы не нашёлся, что сказать. Теперь же он вдруг назвался кинорежиссером, и после такого готов лезть в кузов, вернее снимать фильм.

Каждый знает, что первая история любого рассказчика - история о себе, а для нашего героя это равнозначно истории о его куртке. Куртка хочет быть особенной, транслируя волю главного героя быть особенным - поэтому всеми правдами и неправдами наш персонаж начинает добиваться того, чтобы оказаться единственным в городе парнем в куртке. Всеми методами. О том и его кино.

О том и кино Дюпьё - как остаться единственным и неповторимым, будучи просто человеком, человеком в куртке и человеком с камерой. Это вопрос к самому себе, который предлагается автором к обсуждению. Это попытка переизобрести себя, в том числе личная попытка самого Дюпьё. Почему это должно быть интересным кому-то - да потому что есть кризис среднего возраста, и какого ещё угодно возраста и есть моменты понимания, что то, чем ты занят и во что одет создают образ о тебе, и становится тяжело, когда ты меняешься, а представление о тебе становится глыбой, которую не сдвинуть. А ещё - это честное признание творческого человека, что режиссер - это просто парень, которому в нужный момент подвернулась камера, и нечем больше было заняться.

Занятно, что оригинальное название переводится с французского как "Олень" и никакой куртки тут не хватит - начинка это главное, а начинка бывает разной.

Наездница

Куда ты пойдешь, когда будет казаться, что есть выбор?
poster to "Horse Girl"/2020/Jeff Baena/Duplass Brothers Productions/Источник - chi-blog.com
poster to "Horse Girl"/2020/Jeff Baena/Duplass Brothers Productions/Источник - chi-blog.com

Среди фильмов 2020го года, пожалуй, самым странным зрелище стала именно эта картина. Кроме того, "Наездница" стала одним из самых необычных и зачаровывающих фильмов последнего времени вообще. Несмотря на все свои промашки. И если к первому сегодняшнему фильму "После полуночи" приложили руку Бенсон и Мурхед, то к "Наезднице" имеют отношение две других фигуры инди-мистики - браться Дюпласс, авторы "Комнаты 104" и хоррора "Ублюдок" (ссылки будут).

Сложно описать этот фильм, не ударяясь сразу в рассуждения на тему. Однако, стоит начать с вводных данных. Сара - весьма странная девушка, можно даже сказать, хрестоматийно странная - у неё в её возрасте нет постоянных отношений (и вообще нет отношений), и это касается не только отношений с парнем - Сара находится только в "предложенных отношениях" - с соседкой по квартире, с коллегой по работе в салоне тканей, с хозяевами ранчо, на котором Сара раньше каталась на лошади. Некоторые из этих отношений навязаны ей, иные - она пытается навязать другим, например, хозяева конюшни не в восторге от того, что она приходит встретиться с лошадью.

Поднятая коллегой по работе фраза про ДНК-тест заставляет героиню задуматься о поиске корней, "иных" корней, чем те, о которых она знает - её мать страдала депрессией, а бабушка вообще была крайне странной персоной. Тем временем, у Сары намечается день рождения, на который она пытается хоть кого-то позвать, но получается, что с ней исподволь отмечают соседка по квартире со своим бойфрендом и приглашенный парнем друг, с которым у героини складывается симпатия. Всё вроде идёт на лад - парень приглашает на свидание, ДНК-тест отправлен, и Сара ждёт результатов, вот только корни дают о себе знать - не так просто начать жить простой жизнь, несмотря на все её плюшки.

У Сары начинаются странные сны, в которых она видит незнакомых людей в загадочной белой комнате. Встретив одного из этих людей в реальности, она начинает следить за ним. Однажды Сара предлагает новому ухажеру присоединиться к этой слежке, за этим следует другое ещё более странное предложение, что подрывает зарождающиеся отношения. Саре приходит в голову мысль, что она клон, кроме того - она начинает слышать обрывки разговоров "из будущего" - разговоры из сцен, которые случаются, к примеру, на следующий день. После череды странных метаморфоз времени и пространства Сара оказывается на приёме психиатра.

"Наездница" - это не хоррор о карме наподобие "Реликвии", и хотя здесь, определенно, есть осязаемая тема наследственности и преемственности, от которых не уйти, важнее тут другое. Важнее то, куда ты отправишься, если у тебя будет выбор. Сара будто очнулась во всей своей странности в какой-то момент, очнулась странным человеком без успешной работы, без отношений и семьи, без толпы друзей, в компании лишь странных обрывочных увлечений. Попытки наладить жизнь и найти что-то в своих корнях, или в своём окружении столкнулись с пробуждающейся кармической связью, которая оказалась куда сильнее. Стоит заметить, что Сара так и не узнала результаты теста - пока материал был в обработке, девушка уже оказалась в совсем другом мире - в мире, где родство душ известно без тестирования, где возможны перемещения во времени через белую комнату, где люди меняются местами, и есть шанс создать мягкие доспехи наездницы и отправиться туда, где хоть что-то кажется родным и куда более интересным, чем обыденность.

Отличная игра Элисон Бри и Джона Рейнольдса, очаровательные визуальные решения - не дорогие спецэффекты, а уютные решения, мягкая и тягучая атмосфера ТВ-фильма 80-х, наподобие того, что Сара всё время пересматривала и - да, это странный фильм, в котором был, кажется, куда больший потенциал, но авторы сказали то, что хотели и так как хотели - и это достойно уважения.

Знаковые фильмы Бенсона и Мурхеда, продюсеров "После полуночи" - "Весна" в этой подборке и "Паранормальное" в этой

Отличные проекты братьев Дюпласс, продюсеров "Наездницы" - сериал "Комната 104" и триллер, снятый без бюджета "Ублюдок"

Самые ожидаемые фильмы ужасов 2021 года

Три отличных свежих триллера - странных и атмосферных

По версии Кинга - первая и вторая части подборки фильмов, рекомендованных мастером жуткой прозы

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц