Сегодня мы продолжаем изучать остров Пасхи. В стоимость проживания в нашем отеле входили все экскурсии, которые предлагали рейнджеры отеля. Можно было сделать в течение дня либо 2 экскурсии по половине дня, либо экскурсию на весь день, предварительно вечером согласовав план поездок. Нам посчастливилось, туристов в отеле было мало, и мы ездили почти всегда в одиночестве, отчего могли менять программу по своему усмотрению.
Следующим пунктом нашего исследования была платформа Ahu Akivi являющаяся особым священным местом на острове Пасхи. Все каменные изваяния острова смотрят вглубь острова, но вот семь моаи Акиви отличаются тем, что смотрят в сторону океана и Полинезии.
Так же это место наиболее известно, поскольку Аху Акиви являлся еще и обсерваторией. Датой сооружения принято считать приблизительно 1500 год нашей эры.
Все моаи похожи по стилю и примерно равны по высоте. Их рост 3,6 метра, вес около 18 тонн. Статуи расположены с астрономической точностью — взгляды статуй проекционно сходятся в точке солнечного равноденствия.
Такая астрономическая точность заметна только на этом месте острова.
Существует древнее предание связано с этими изваяниями, торжественными и могучими, чей пустой и надменный взор направлен в сторону безграничного океана. Согласно местному поверью, эти моаи, как и большинство остальных их собратьев, умерли давным-давно, в то время, когда мана (колдовство) вдруг покинула остров, чтобы никогда уже не вернуться. Но у этих моаи (и еще нескольких статуй) сохранилась способность дважды в год превращаться в аринга ора — дословно «живые лица».
Великие каменные моаи острова Пасхи некогда были снабжены вставленными в глазницы глазами из белого коралла и красного вулканического шлака, в ряде случаев (но не в Аху-Акиви) удалось собрать достаточно обломков, чтобы произвести реставрацию; оказалось, что первоначально взор статуй был направлен в небо.
Поэтому легко предположить, почему остров некогда назывался Мата-Ки-Те-Рани, «Глаза, смотрящие в небо», в лунную ночь сотни «живых» статуй, разглядывающих звезды своими светящимися глазами из кораллов, казались, наверное, мифическими астрономами, чей взор устремлен в космос. А в жаркий день эти же глаза прослеживали путь солнца, который древние египтяне называли «дорогой Гора», или «дорогой Ра».
Эту платформу в 1960-м году с подачи Тура Хейердала несколько месяцев восстанавливал американский антрололог Уильям Муллой и его чилийский коллега Гонсало Фигероа Гарсиа-Хуидобро.
Именно эту группу моаи мы впоследствии отправились снимать на фоне заходящего солнце. И когда площадка вечером опустела от туристов и солнце медленно начало клониться к закату, появилось ощущение совершенной нереальности происходящего. Муж удалился устанавливать свой штатив и я осталась совсем одна с этими каменными фигурами.
Я стояла у их подножия и смотрела на их лица, обращенные к уходящему за горизонт солнцу и казалось, что они тоскуют о чём-то далёком и несбыточном, глядя своими огромными глазами куда-то вдаль. Было грустно отчего-то, от их отрешенности что ли от этого мира, оторванности от цивилизации, от людей с их проблемами и суетой. Было тихо и сказочно красиво и хотелось дотронуться до них рукой, погладить их холодные каменные руки, обнять… конечно же я этого не сделала физически, хотя в душе я обняла каждого из них, ведь они подарили мне самые незабываемые ощущения в жизни…