Времена меняются, а люди остаются прежними. И, пользуясь этим, реклама из века в век успешно навязывает им одно и то же: пилюли для быстрого похудения, чудо-кремы от морщин и прыщей, средства от перхоти и выпадения волос и прочее в том же духе. Чтобы убедиться в этом, давайте полистаем номера самого популярного дореволюционного российского журнала «Нива» за 1907 год из фондов Государственного исторического музея Южного Урала. Многое там покажется вам до боли знакомым.
К началу XX века число подписчиков «Нивы» («иллюстрированного журнала литературы, политики и современной жизни», как он себя позиционировал) перевалило за 275 тысяч. Ни одно другое периодическое издание в Российской империи не могло похвастаться сопоставимой аудиторией, и понятно, что «Нива» была чрезвычайно популярна среди рекламодателей. Журнал, в свою очередь, охотно отдавал под объявления лучшие печатные площади. На пике популярности издания рекламой сплошь заполнялась даже первая страница обложки. Там, в частности, мы можем видеть рекламу товаров, знакомых и современному потребителю: сухого и сгущенного молока «Нестле», а также слабительного пурген .
Как и сейчас, в начале XX века многие люди мечтали похудеть, не меняя образа жизни. Специально для них были созданы «Пилюли Аполлона» из морских водорослей. Этакий предшественник «Гербалайфа».
Другие пилюли (не исключено, что от того же производителя), предназначались для дам, желающих увеличить бюст. Видимо, пилюли были так себе, потому что в противном случае они бы и сейчас пользовались бешеной популярностью.
То же самое можно сказать о креме «Метаморфоза» и лосьоне «Угрин». Первый обещал избавить от морщин, веснушек и пятен, второй — от прыщей. Впрочем, не исключено, что человечество просто утратило рецепты этих чудо-средств, раз их до сих пор переизобретают.
Сто с лишним лет назад в ходу были и медицинские приборы, обещавшие исцеление от всего на свете. Ни дать ни взять современный телемагазин!
Понятно, что далеко не все популярные в начале прошлого века товары дожили до наших дней. Например, едва ли вы найдете сейчас в продаже самокрасящие гребенки.
В качестве постскриптума предлагаем вашему вниманию рекламу пассажирских перевозок от компании Hamburg-Amerika Linie. Нет, она никак не пересекается с современностью, но сообщает нам весьма ценную историческую информацию. Обратите внимание на услугу кошерной кухни для «эмигрантов еврейского вероисповедания на пароходах, едущих в Нью-Йорк». Можно предположить, что уже в начале XX века еврейская эмиграция в Америку была достаточно заметным явлением, чтобы на него обратили внимание тогдашние маркетологи. Подобные объявления особенно интересны с исторической точки зрения.