Найти в Дзене
Музейные истории

Рекламные объявления в дореволюционном журнале «Нива»

Журнал "Нива", №№ 20 и 40 за 1907 г.
Журнал "Нива", №№ 20 и 40 за 1907 г.

Времена меняются, а люди остаются прежними. И, пользуясь этим, реклама из века в век успешно навязывает им одно и то же: пилюли для быстрого похудения, чудо-кремы от морщин и прыщей, средства от перхоти и выпадения волос и прочее в том же духе. Чтобы убедиться в этом, давайте полистаем номера самого популярного дореволюционного российского журнала «Нива» за 1907 год из фондов Государственного исторического музея Южного Урала. Многое там покажется вам до боли знакомым.

К началу XX века число подписчиков «Нивы» («иллюстрированного журнала литературы, политики и современной жизни», как он себя позиционировал) перевалило за 275 тысяч. Ни одно другое периодическое издание в Российской империи не могло похвастаться сопоставимой аудиторией, и понятно, что «Нива» была чрезвычайно популярна среди рекламодателей. Журнал, в свою очередь, охотно отдавал под объявления лучшие печатные площади. На пике популярности издания рекламой сплошь заполнялась даже первая страница обложки. Там, в частности, мы можем видеть рекламу товаров, знакомых и современному потребителю: сухого и сгущенного молока «Нестле», а также слабительного пурген .

-2

Как и сейчас, в начале XX века многие люди мечтали похудеть, не меняя образа жизни. Специально для них были созданы «Пилюли Аполлона» из морских водорослей. Этакий предшественник «Гербалайфа».

-3

Другие пилюли (не исключено, что от того же производителя), предназначались для дам, желающих увеличить бюст. Видимо, пилюли были так себе, потому что в противном случае они бы и сейчас пользовались бешеной популярностью.

-4

То же самое можно сказать о креме «Метаморфоза» и лосьоне «Угрин». Первый обещал избавить от морщин, веснушек и пятен, второй — от прыщей. Впрочем, не исключено, что человечество просто утратило рецепты этих чудо-средств, раз их до сих пор переизобретают.

-5

-6

Сто с лишним лет назад в ходу были и медицинские приборы, обещавшие исцеление от всего на свете. Ни дать ни взять современный телемагазин!

-7

Понятно, что далеко не все популярные в начале прошлого века товары дожили до наших дней. Например, едва ли вы найдете сейчас в продаже самокрасящие гребенки.

-8

В качестве постскриптума предлагаем вашему вниманию рекламу пассажирских перевозок от компании Hamburg-Amerika Linie. Нет, она никак не пересекается с современностью, но сообщает нам весьма ценную историческую информацию. Обратите внимание на услугу кошерной кухни для «эмигрантов еврейского вероисповедания на пароходах, едущих в Нью-Йорк». Можно предположить, что уже в начале XX века еврейская эмиграция в Америку была достаточно заметным явлением, чтобы на него обратили внимание тогдашние маркетологи. Подобные объявления особенно интересны с исторической точки зрения.

-9

chelmuseum.ru