Найти в Дзене
Транссертико

Новые правила – новые проблемы? Все об измененном порядке оформления таможенных деклараций

ВЭД – одна из наиболее динамичных сфер, внутренняя жизнь которой кипит, бурлит и всегда наполнена самыми разнообразными событиями. Тем не менее по числу новшеств и изменений начало 2021 умудрилось побить все мыслимые и немыслимые рекорды. Участникам логистически-таможенного рынка не остается ничего, кроме как приспосабливаться к меняющимся условиям. А меняются они со скоростью света!

1 февраля стал действительным новый порядок оформления таможенных деклараций – Федеральная таможенная служба Российской Федерации (ФТС) ввела так называемую диспетчеризацию. Ее алгоритм предполагает, что декларации будут в автоматическом режиме распределяться по 16 центрам электронного декларирования (ЦЭД). «Попадание» в тот или иной ЦЭД зависит от ряда критериев. Например, типа груза, вида транспорта, которым прибыл товар, и места регистрации декларанта. Декларации на энергетические товары перенаправляются в ЦЭД Центральной энергетической таможни, подакцизные товары – в ЦЭД Центральной акцизной таможни, товары, прибывающие морским транспортом – в Балтийский, Новороссийский и Владивостокский ЦЭДы, а товары, прибывающие авиационным транспортом в Московский авиационный узел – в Авиационный ЦЭД. Декларации по остальным товарам распределяются в ЦЭД в зависимости от региона их налоговой регистрации (ИНН, КПП декларанта). Получается, что на смену 600 местам таможенного оформления, более 400 из которых находились на частных площадях, пришли всего 16 автоматизированных ЦЭД, расположенных на государственных площадях.Также у каждого декларанта теперь есть свой личный кабинет.

На словах все звучит весьма красиво. А вот на деле? На деле все обстоит несколько иначе – творится хаос. Несмотря на то, что проект диспетчеризации был разработан не в одночасье, а тестировался на протяжении трех лет, он вызвал самую настоящую путаницу и ряд серьезных проблем, в том числе привел к дополнительной нагрузке на досмотр и задержкам в выпуске товарных партий. Большие надежды возлагались на Акт Министерства финансов, который должен был описать порядок в деталях, но он, увы, так и не вышел. Декларации обнаруживаются в самых непредсказуемых местах, сотрудники ЦЭДов часто сами не знают, что делать. Участники рынка просто-напросто не были готовы к нововведению.

Прежде всего возникшая неразбериха связана с тем, что сейчас декларации распределяются в сумбурном порядке и попадают к персоналу ЦЭД, который ранее не имел опыта работы с данной категорией товаров. Скажем, декларации на акцизные товары нередко попадают в Московскую областную таможню, чьи работники ранее никогда не имели дело с сигаретами. Для них все это – темный лес. Бедные сотрудники будут долго и упорно ходить по этому лесу, пытаясь нащупать дорогу там, где не видно ни зги. Также у многих нередко возникают вопросы по лицензируемому товару. Как вы понимаете, все это чревато задержками в выпуске груза. В наше время, в нашей сфере, для которой время – деньги, такие паузы критичны.

Более того, при запуске новой системы не были учтены никакие таможенные процедуры, не считая выпуска товаров для внутреннего потребления и экспорта. Декларации на товары, поданные по процедуре таможенного склада, зарегистрированного в зоне деятельности Московской областной таможни, были автоматически переадресованы в авиационный ЦЭД Шереметьевской таможни и Балтийский ЦЭД по принципу «вида транспорта».

Еще один печальный момент связан с неочевидным статусом нововведения. Кто-то считает, что это временная мера, кто -то уверен в обратном. Ясно одно – диспетчеризация появилась внезапно и вызвала огромный переполох. Для бОльшей части участников ВЭД она стала сюрпризом – к сожалению, неприятным.

Правда, в ФТС утверждают, что о грядущих изменениях было известно давно и они затронули всего лишь 5% деклараций. Случившееся на рынке там объясняют тем, что люди привыкли быстро и просто оформлять документы. Для них, считают они, «каждая задержка выглядит чувствительной».

Что же делать и как быть? Во-первых, внести ясность и урегулировать процедуру должен приказ Минфина о полномочиях таможенных органов по регистрации таможенных деклараций. После того как все точки над i будут расставлены, станет очевидно, кто и за что несет ответственность. Во-вторых...2020 закалил всех участников ВЭД, поэтому любые трудности им по плечу. Нужно лишь быстро адаптироваться к условиям и делать все возможное, чтобы, несмотря ни какие подводные камни, у клиентов не возникало проблем. К слову, именно этим и занимаются специалисты «Транссертико». Если вы хотите привезти и растаможить груз в сжатые сроки – обращайтесь к нам. Пишите на почту partner@dtod.ru или звоните по телефону 8(495)617-61-16.