Найти в Дзене
Где папа

Не цепляться к внешним проявлениям ребенка, искать причину

Бывает, что родителя раздражают какие-то привычки, проявления или повторяющиеся поступки своих детей.

Важно не цепляться к внешним проявлениям ребёнка, какими бы они ни были, особенно если это что-то неосмысленное, например, у ребёнка лезут руки в рот.

Или, допустим, в каких-то типовых ситуациях ребенок ведет себя определенным образом: не слушается, боится, начинает кричать, «странно» себя вести.

В данном случае не важно, идет ли речь о физических или психических проявлениях ребенка.

Часто родитель, когда его что-то раздражает в ребенке, бьёт его по рукам или кричит на ребёнка «Что ты делаешь, не надо!» Родитель делает попытку запретить ребенку нежелательные с его, родителя, точки зрения, проявления.

Это бессмысленно.

Почему? Потому что это воздействует на конечное проявление чего-то, следствие какой-то причины, которую нужно установить и тогда не нужно будет ни к чему придираться. Есть форма, а есть содержание. То, что вылезло наружу — это форма, а нужно установить содержание.

Что там внутри у ребенка? Вот что нужно понять родителю. Всегда есть причина. Наблюдательный родитель заметит уже после пары запрещающих попыток («Не делай!»), что ребёнку его «помощь» не помогает.

Бывает, что ребенок понимает, чего от него хотят родители, но не может себя контролировать, и продолжает «нежелательно проявляться». В таких случаях ребенок испытывает двойной стресс (я какой-то не такой + у меня не получается сделать то, чего хотят родители).

Если ребенок не контролирует свои проявления, значит, есть что-то, что ему мешает этого не делать или вызывает в нём это действие. Тогда внимательный родитель начинает задумываться о том, как установить причину проблемы, ведь если она установлена, можно начинать думать о том, как с ней работать: корректировать, устранять.

Какими могут быть причины проблемы?

Объективными и субъективными

Объективные причины — это когда у ребенка есть какие-то физиологические, психические особенности, унаследованные или вызванные воздействием внешних факторов. Может быть, его кто-то когда-то напугал, может быть, он что-то где-то увидел и повторяет, чем-то переболел, получил травму, когда-то отравился и т.п.

Часто «нежелательные проявления» связаны с процессом роста детей и носят временный характер. В таком случае родителю вообще ничего не нужно делать, достаточно лишь проявить терпение.

Если же причина представляет собой проблему физического или психического плана, родителю имеет смысл подумать о поучении консультации специалиста.

Если родитель сам не понимает, связана проблема с ростом или нет, он может также обратиться к специалисту, который сможет установить это.

Субъективные причины — это когда с ребенком всё в полном порядке, но не в порядке с головой у родителя.

Если у родителя есть иллюзии или домыслы в отношении того, каким ДОЛЖЕН быть его ребенок и они не совпадают с реальностью лишь потому, что ребенок проявляет себя не так, как хочется родителю, при том, что с ребенком все в порядке — это знак, что помощь нужна не ребёнку, а родителю.

В таком случае родителю нужно заглянуть в самого себя и там найти причину своего отношения к ребенку, а затем переосмыслить своё отношение.

Если не получается сделать это самостоятельно, родителю следует ради общего блага получить консультацию психолога. Однако чаще всего, такие проблемы решаются либо наедине с собой, либо в разговоре с близким человеком - бывает, чтобы всё понять, достаточно просто проговорить то, что беспокоит.

Бороться со следствиями причин бесполезно. Даже если родитель понимает только это, не зная причин, это уже помогает ему сохранять спокойствие. Родитель перестает раздражаться, и это уже очень много для него, для его ребенка. Это снимает ненужное напряжение и улучшает взаимодействие в семье.

Мы, родители, часто можем много не знать о том, что происходит с нашим детьми в каждый момент времени.

Но нам нужно понимать, что всегда на все есть причина, и наше собственное раздражение никакого отношения к ней не имеет и никогда не сможет помочь ни нам, ни ребенку.