Найти тему

Дадочка и Лëлечка. Маленькая история одной большой любви.

Пëтр Кончаловский.

Пётр Кончаловский в юности.
Пётр Кончаловский в юности.

Сын известного литератора и переводчика. Красивый и статный парень из интеллигентной семьи. Учился живописи в Париже, получил образование в Императорской академии художеств. Был знаком лично со многими художниками, в том числе и с Суриковым.

Ольга Сурикова.

Ольга Сурикова. Январь 1901 г. КККМ.
Ольга Сурикова. Январь 1901 г. КККМ.

Кареглазая и мудрая не по годам дочка известного художника. Ей было всего 11 лет, когда умерла мама. Поэтому Ольга быстро заняла место хозяйки дома. Она имела большое влияние на отца и на свою младшую сестру Лену. Ольга привыкла контролировать всё, что происходит в доме. В ней удивительно сочеталась твëрдость характера от отца и женская мудрость от матери.

От искры в пламя.

Искра пробежала между молодыми людьми, когда Ольге было всего 14, а Петру 16, но тогда дров для пламени не хватило, ведь Ольга была больше озабочена своим обучением в гимназии и не обращала никакого внимания на будущего художника.

Понадобилось около десяти лет, чтобы этот огонь заполыхал. Пётр отправил Ольге письмо с признанием в любви и назначил свидание через три дня.

Однако, девушка не сочла нужным ждать, написала ответ и отправилась вручать адресату. А уже через три дня они клялись в вечной верности. И в тот день запретили себе упрекать друг друга в чём-либо.

Василий Иванович Суриков, Ольга Васильевна Сурикова-Кончаловская, Петр Петрович Кончаловский, Елена Васильевна Сурикова в Райках под Москвой. 1904 г. МУС.
Василий Иванович Суриков, Ольга Васильевна Сурикова-Кончаловская, Петр Петрович Кончаловский, Елена Васильевна Сурикова в Райках под Москвой. 1904 г. МУС.

Больше, чем любовь.

Им не помешал Василий Суриков, который был изначально против этого союза. Отец будущей невесты устроил настоящий скандал с битьём посуды. Неужели его настолько не устраивала семья будущего избранника или характер жениха? Нет, просто он знал о желании Петра стать художником, а «Из художника муж, как из кисточки ложка!» — так сгоряча высказался наш великий земляк. Забегая немного вперёд скажу, что позже они станут настоящими друзьями и поддержкой друг другу. Даже перед смертью Сурикова в марте 1916 года Пëтр Петрович был рядом с ним. Умирающий Василий Иванович взял Кончаловского за руку, художник произнёс свои последние слова: «Петя, я исчезаю».

Итак, вопреки протесту отца, Дадочка и Лëлечка сыграли свадьбу 10 февраля 1902 года.

Фотография. Наташа и Миша Кончаловские в саду. 4 октября 1909 г. КККМ.
Фотография. Наташа и Миша Кончаловские в саду. 4 октября 1909 г. КККМ.

Семейная жизнь быстрым потоком неслась по горной реке. Сначала родилась дочь Наташа, а спустя три года сын Миша. Несмотря на бесконечную любовь к детям, в доме была дисциплина и порядок. В обязанности детей, помимо обучения в школе, входили ежедневные занятия музыкой и французским языком.

Одежда выбиралась не по принципу «модно», а по принципу «удобно и элегантно». Зимой Дадочка надевал темно-зеленую брючную пару с жилетом, летом светлый костюм. Лёлечка носила длинные, чуть расклешенные книзу платья. Единственной слабостью Дадочки было душистое мыло, которое он постоянно покупал и клал в шкаф.

В семье Кончаловских царило железное правило - во все поездки они отправлялись исключительно всей семьëй. Ольга Васильевна, будучи человеком жёстким в какой-то степени, всегда помнила о той клятве, которую дала супругу незадолго до свадьбы. Она никогда не упрекала его ни в чём, старалась помогать и создавать в доме или в поездках все условия для творчества любимого мужа.

Петр Пет­ро­вич и Оль­га Ва­си­льев­на Кон­ча­лов­ские, 1930 г.
Петр Пет­ро­вич и Оль­га Ва­си­льев­на Кон­ча­лов­ские, 1930 г.

Поездки редко были запланированы заранее. «Лёлечка, а не поехать ли нам поучиться у мастеров в Париж?» - спрашивал Пëтр у Ольги. «Конечно, Дадочка! Сейчас соберусь!» - отвечала Ольга, уверенная, что все решения мужа не требуют споров. К вечеру семья могла отправиться в путешествие на поезде. На месте Ольга быстро обустраивала их съемную квартиру, чтоб Дадочке было удобно писать. Пристраивала дочь в школу, а сама вела хозяйство, занималась с младшим сыном и конечно помогала мужу.

Она была и самым строгим критиком произведений Петра Петровича. Сначала все работы художника непременно проходили строгий отбор у жены. Если Ольга Васильевна считала, что в картине что-то не так, то полотно тут же безжалостно покрывалось грунтов под новую картину или просто резалось. А удачные картины помечались рукой хозяйки надписью с датой создания.

Василий Иванович Суриков с семьей Ольги Васильевны Суриковой-Кончаловской (П.П. Кончаловский и Наташа Кончаловская). 1905 (?) г. МУС.
Василий Иванович Суриков с семьей Ольги Васильевны Суриковой-Кончаловской (П.П. Кончаловский и Наташа Кончаловская). 1905 (?) г. МУС.

В 1914 году Суриков приезжает с семьëй Кончаловских в Красноярск. Здесь они узнают о начале Первой Мировой войны. И именно из Красноярска Кончаловского мобилизуют на фронт в составе 8-й Сибирской стрелковой артиллерийской дивизии, где он провоевал до конца войны.

Ольга с детьми принимает решение вернуться из Красноярска в Москву, чтобы иметь хоть какую-то надежду и возможность встречи с любимым мужем. В разлуке было невероятно сложно. В то время Ольга создала семейную традицию и писала подробные письма о жизни без главы семейства, где было место стихам дочери и рисункам сына. Эти письма всегда были во внутреннем кармане Кончаловского - грели душу теплом семейного очага.

Затем были сложные революционные годы, которые не пошатнули крепкий стан семьи. Кончаловские отказались от эмиграции, лишились квартиры, но остались прежними Дадочкой и Лëлечкой, благодаря их крепкой любви все горести были не страшны.

Дом Кончаловских в Буграх.
Дом Кончаловских в Буграх.

В начале тридцатых годов Кончаловские приобретают дом с мезонином рядом с Москвой в Буграх. Хозяйство было большое: в загончике хрюкал боров Рауль, петух, курочки и конь Мальчик.

На завтрак всегда пили кофе из большого турецкого кофейника и ели поджаренные на сковородке сухарики с маслом и сыром. На обед варили овощные супы и готовили треску с мелко порубленным яйцом, залитым растопленным сливочным маслом. Пётр Петрович прекрасно занимался садом. Лёлечка хлопотала у плиты, а Дадочка рисовал. По вечерам семья собиралась в столовой и до наступления темноты при свечах читали вместе Пушкина, Горация, Дидро и Шекспира. Традиции воспитания детей перешли и на внуков. Два главных правила соблюдались всегда: любовь и дисциплина.

Кончаловский отказался писать портрет Сталина, словно повторяя устои знаменитого тестя. Продолжал писать то, что было по нраву ему: жену, детей, внуков, крестьян, яблони в цвету, сирень и другое. «Где же в этих картинах социалистическая сущность? Где отображение нашей борьбы?!» - задавали вопросы блюстители идеи. Вплоть до своей смерти положение спасал Луначарский: «Не горячитесь, товарищи. Художник талантливо воспевает поэзию наших будней».

На одном из приёмов кто-то посоветовал Ольге Васильевне плюнуть на недоброжелателей. Она же, стоя в вишнёвом бархатном платье с горностаем на плечах царственно ответила: «На всех плевать — слюней не хватит!».

Автопортрет с женой. 1923 г. Холст, масло. ГТГ.
Автопортрет с женой. 1923 г. Холст, масло. ГТГ.

80.

Петр Кончаловский ушел 2 февраля 1956 года, не дожив совсем немного до своего 80-летия.

Ольга Васильевна стояла у тела супруга, словно камень, не проронив ни слезинки. Когда Петра Петровича не стало, Лёлечка растерялась, постарела и даже будто стала меньше ростом. Однажды дочь Наташа зашла к ней в гости. Лёлечка стояла возле окна, судорожно вдохнув воздух, хранивший запах масляных красок, тихо сказала: «Как красиво. Только зачем все это нужно, если Петечки больше нет». И ушла вслед за ним через два года в свои 80 лет.

Семья Петра и Ольги Кончаловских была примером семейных устоев. Кончаловские не бросали вызов судьбе, ни с кем не конфликтовали. Они просто сумели сохранить свой мир, свои привычки и традиции. И даже на склоне лет по-прежнему ласково называли друг друга Дадочка и Лёлечка.

Российская литература
0