Окончание. Начало см. https://zen.yandex.ru/media/id/5eca92c7e2850f77eb282c1e/blagoslovennaia-rossiia-pravda-cifr-i-kleveta-vymyslov-ch1-6024749710b7775b56711ab4
МИФ ЧЕТВЕРТЫЙ: "ОБ ИНОРОДЦАХ"
Итак, людей не православных (например, старообрядцев или сектантов), а также "инородцев", то есть, татар, башкир, якутов и т.п. как будто бы не считали в царской России "за полноценных граждан". Их численность не была точно известна - поскольку и результаты переписей учитывали в-основном православное и оседлое население. Их смертность не входила в общую статистику. Их права были существенно ограничены.
Так, ежегодно в журнале "Столица", газетах "Петербургские ведомости", "Образовательная газета" и некоторых других публиковались "Правила приема в учебные заведения Российской империи". И из года в год в них подчеркивалось, что во многие привилегированные учебные заведения (например, в Институт гражданских инженеров, ряд торгово-промышленных учебных заведений и т.п.), а также в военные училища (кроме трех школ прапорщиков) принимаются "только лица пола мужского, вероисповедания православного". Только с началом войны, ввиду катастрофической "убыли младшего начальственного состава" все 17 российских школ прапорщиков стали принимать "иноверцев", но желающих нашлось немного: уровень грамотности таких народов был еще ниже, чем в-среднем по России. А быть может, и не хотелось им воевать за такую Россию?
В газетах того периода (чаще в отделах происшествий или уголовной хроники) сохранились и многочисленные свидетельства того, что мы назвали бы "межнациональными конфликтами" или "стычками на национальной почве". Зоной постоянной напряженности оставался Кавказ, да и в самой России часто происходили кровавые стычки "православные - на инородцев" или "инородцы - на других инородцев". Черносотенные погромы также удостаивались внимания в газетах - но только те, что могли считаться "рекордными". Так и помечалось: там-то, такого-то числа "произошел погром, по масштабам своим превосходящий все известные доныне", с непременным сравнением: сколько жертв и какие масштабы считались наибольшими до него.
И в то же время, в новогоднем номере от 2 января 1910 года "Петербургские ведомости" сообщали: "... состоялся малый новогодний прием, на коем присутствовали Его Величество Император Всероссийский с семьей. А также приглашены были 20 богатейших людей России, причем номера приглашений их были соответственны капиталу их на 1 января минувшего года". Ниже был опубликован список этих приглашенных, в порядке номеров их пригласительных билетов. Открывали этот список: А.Нобель (хозяин множества нефтепромыслов), банкир Хаим Ротшильд и фабрикант Зингер. За ними следовали Р.Чандлер (автомобильный магнат), П.Шметсхен (пароходные компании) и т.п. Притом гражданами России (не говоря уже о национальности, вероисповедании и т.п.) в этом списке были только трое: фабрикант Путилов (12-е место), хозяин крупнейших нефтеприисков Манташев (13-е место) и грузинский князь, генерал Чиковани (20-е место). Всего же, по статистике "Русского Экономического общества", публиковавшейся в начале каждого года в газете "Биржевые новости", к началу 1913 года 62% крупной отечественной промышленности находились в руках иностранцев (не имевших гражданства России), еще 19% - в паевой или иной совместной собственности (акционерной и т.п.).
МИФ ПЯТЫЙ: "О РУССКИХ ЖЕНЩИНАХ"
Измышлений и спекуляций по этому поводу, начиная с болтовни об "обобществлении жен", которыми еще белогвардейцы пугали обывателей; продолжая восхищением "здоровыми русскими бабами" и кончая лицемерными вздохами, что "коммунисты не оставили права женщине быть женщиной, а погнали ее на работу" - каждый из нас слыхал более чем достаточно.
Но вдумаемся: на 1913 год 51% занятых в промышленности были женщины. В сельском хозяйстве, естественно, этот показатель был еще больше. Каждая вторая трудоспособная женщина была совершенно неграмотна (то есть, даже расписываться не умела). Каждая третья из взрослых женщин не доживала до 50 лет.
По материалам Пироговского Общества хирургов (так тогда называлось Всероссийское общество хирургов имени Н.Пирогова), доклад председателя этого общества в Академии наук, январь 1913 года: "Восемь из каждых десяти отказов от операции, ввиду суеверий, а также по всякой иной причине - женщины. 74% отказов от помещения в больницы по всякой причине, 78% жертв знахарей - также женщины. У каждой четвертой взрослой женщины регистрируются заболевания половой сферы, из них же почти половина - осложнения беременности и родов, 18% же вызваны надрывами от поднятия тяжестей, более 23% простудами и проч. Смертность рожениц от гнойных осложнений 3%, от кровотечений в родах 2%, от иных осложнений также около 3%, и от последующей родовой горячки до 4%"... Как видим, не так-то легки были пресловутые "роды в поле"...
Кроме того, и права женщин существенно ограничивались царским законодательством. Так, женщинам запрещалось: "занимать должности выше начальника артели или подрядчика, с числом подчиненных более 10 человек", особый порядок предписывался для оформления "ведения собственного дела при наличии мужа или иных близких родственников мужского пола". В правилах приема в высшие учебные заведения России было оговорено: "кроме Высших женских курсов и родственных им учебных мероприятий принимаются лица только пола мужского". А ехать учиться за границу было возможно далеко не всем.
И в то же время пролистаем подшивку хотя бы газеты "Голос" или "Петербургские ведомости" за 1910-1913 годы. В разделе происшествий сообщения о многочисленных несчастных случаях на производстве - в большинстве своем, пострадавшие - женщины. Их было выгоднее нанимать, так как за одинаковую работу платили им меньше чем мужчинам. В отделе объявлений о приеме на работу нередко даже уточнялось что-нибудь вроде: "котлочист мужского пола с оплатой 38 копеек в день, женского пола 22 копейки, несовершеннолетние обоего пола - 18 копеек в день". Для сравнения, данные о масштабе цен в том году: поездка на трамвае - 1-3 копейки в зависимости от расстояния, буханка хлеба - 2-4 копейки в зависимости от сорта, фунт мяса 10-14 копеек, шкалик водки 8 копеек. А что значила тогда профессия котлочиста? Известно что: забираться в паровой котел завода или электростанции (причем "не совсем остывший, а как можно терпеть" - долгие простои хозяевам были невыгодны) и вручную сбивать с труб накипь специальными инструментами вроде заостренного молотка. По той же причине - невыгодности простоев - ткачей и прядильщиков вынуждали чистить машины "на ходу". Для "повышения рентабельности" не соблюдалось никакой техники безопасности на химических и мыловаренных заводах. А красильни тканей называли и вовсе "сараями самоубийц" - год работы в них даже для самой здоровой женщины означал хронический внутренний ожог легких - так пишет об этом в газете "Голос" от 19 декабря 1913 года некий заводской врач Ивановской мануфактуры П.П.Корин и добавляет: "по моему опыту рабочих мужчин следовало бы признавать еще менее живучими".
Случаи семейных драк, издевательств мужей над женами (и не только в рабочих, но в купеческих либо мелко-чиновничьих семьях) также расписываются со смаком - но конечно, только те, которые могли претендовать на сенсацию. Например: "Жена купца Кирбитова дождалась, пока пьяный муж уснул и зарубила его, нанеся множество ударов топором. В участке заявила, что ни о чем не жалеет. Ибо женили их насильно по сговору родителей, и с начала совместной жизни он ее избивал неоднократно, в пьяном и в трезвом виде, за дело и так, за плохим состоянием духа. А накануне порвал ей левое ухо и шпилькой глубоко проткнул правую руку, так что в этот день она не могла шить. Полицейским врачом при осмотре подтверждено. Прожили Кирбитовы после венчания менее года, и детей у них не осталось".
В тех же газетах, за тот же период нередки сообщения о том, что "не выдержав режима, покончила с собой воспитанница такого-то пансиона". Года не проходило, чтобы в этой связи не было упомянуто хоть одно из пяти самых привилегированных женских учебных заведений, в том числе знаменитый Смольный институт. Но даже и для него был чем-то из ряда вон выходящим скандал, широко освещавшийся в газетах в феврале 1913 года. Оказывается, одна из классных дам этого высокопочтенного учебного заведения занималась сводничеством, буквально продавая малолетних учениц "богатым любителям свеженького". Да, собственно, и скандал-то только начался потому, что одна из девочек (имя ее, по понятным причинам в газетах не сообщалось, указано только: "в возрасте 11 с половиной лет, происходящая из одной южной губернии") оказалась смелее остальных и (цитируем): "Попавшею под руку вилкою ловко ударила насильника в глаз, совершенно выбив таковой. Воспользовавшись тем, что при этом он отпустил ее, удачно выбросилась в окно второго этажа и пешком в одной ночной рубашке добралась до квартир Гренадерского полка, где служил ее старший кузен" (то есть, двоюродный брат). Напомним: дело было В ФЕВРАЛЕ. Что при этом, физически и психически, должен был испытать несчастный ребенок (к тому же дворянского происхождения и "нежного воспитания"), думаю, представить несложно. Скандал был сокрушительный, но после "внезапной смерти классной дамы на почве сердечного припадка" как-то затих. Тем более, что человека с выбитым глазом так и не нашли. А ведь судя по отделам происшествий тех же газет, 2-3 самоубийства учениц Смольного института в год было делом обычным, но в 1912 году (предшествовавшем скандалу) - 6, и два неудачных "покушения на самоубийство". Примечательно, не правда ли? Как и то, что ходовой поговоркой того времени было: "покончить с собой как слабонервная институтка" - такая поговорка в разном контексте встречается в 1913 году только в "Голосе" три раза - то ее произносит обанкротившийся купец, то какой-то молодой инвалид, то адвокат суда: "Конечно, дело я провалил, но не покончу же я с собой, как забеременевшая институтка".
Десятками в сообщениях тех же газет насчитывались "деликатные скандалы" в женских учебных заведениях рангом пониже, вплоть до епархиальных училищ. Тут уж не церемонились - указывали и фамилии, и иные "обстоятельства". Иногда удостаивались внимания и "простонародные истории" такого плана, касавшиеся воспитанниц приютов, церковных школ, монастырей, участниц церковных хоров, а также малолетней прислуги и работниц (то есть, в возрасте до 15 лет). Например, 6 мая 1913 года в "Голосе" читаем: "Была тяжело избита с проломлением черепа 12-летняя прислуга Маша Казанцева своей хозяйкой за то, что сожительствовала с ее мужем. Хотя и не переставала уверять, что не добровольно". Истории совершеннолетних фабричных работниц, служанок, других "женщин простого звания" не интересовали никого. Подкидыши у дверей монастырей и просто "богатых домов" считались общим числом в полицейских отчетах: "найдено за год подкидышей в возрасте до 1 года - столько-то, от 1 до 3 лет столько-то". По одному Петербургу обычно это составляло свыше сотни в год. Значительным было число повитух, привлеченных к ответственности за "неразрешенные аборты".
Была в медицинских отчетах того времени и статистика заболеваемости сифилисом и другими венерическими заболеваниями среди малолетних. Цифры сопоставимы с нынешними: до 2-3 процентов в год.
А вот еще, не угодно ли? В "Дальневосточном вестнике" от 2 января 1913 года читаем в отделе рекламы: "Незабываемые ощущения с 6-летними бесстыдницами. Отсутствие заболеваний гарантировано". Так что детская проституция - увы, не с "перестройкой" в России началась. Газета "Копейка" N 15 за тот же год сообщает и о еще более сенсационном деле: "Задержан 12-летний сутенер, на которого доказанно работали 5 незаконных проституток в возрасте от 10 до 14 лет. Принуждал он их либо сам, либо они были принуждаемы голодом". Далее в статье говорится: "можно полагать, что он не был единственным, и с этим злом справляться будет особенно трудно, поскольку выправить желтый билет могут только совершеннолетние и при паспорте". То есть, сожаление выражается, и речь идет не о самом составе преступления, а лишь о том, что этот промысел НЕЗАКОННЫЙ и не приносит в казну налогов, поскольку удостоверение на легальное занятие проституцией («желтый билет») несовершеннолетним не выдается. На фоне высказываний некоторых нынешних Думских депутатов примечательно, не правда ли?
Но так ли удивительно все это? Не встречали ли мы подобного в рассказах Чехова и Гиляровского? В романах Куприна, Короленко и Льва Толстого? В стихах Некрасова и Блока? А ведь никто из этих авторов, как ни крути, ни к какой партии (тем более коммунистической) не принадлежал, и такого рода произведений никто им не "заказывал": люди они были достаточно состоятельные и в "продаже своего пера" не нуждались.
МИФ ШЕСТОЙ: "О БОГОБОЯЗНЕННОМ РУССКОМ МУЖИЧКЕ"
Великий русский педагог Ушинский в своем знаменитом "Собрании русских пословиц и поговорок" приводит, например, такие: "Боголизы, боголазы хуже всяческой заразы", "У ханжей забота есть - каждый день на бога лезть", "Абы в церковь, лишь бы просвирку съесть", "Лучше с жидом да татарином, чем с попом да боярином", "Жирный как поп, наглый как дьякон, умом сморчок как последний дьячок" и даже: "Лучшее лекарство - капля пота с богатея, попова слеза да пыль из барабана, только где бы их взять?" А о благотворительных монастырских больницах зло и горько высказался Лесков: "Туда людей всякого звания умирать принимают".
Нередко потрясали суды и управы дела о мздоимстве "отцов церкви". Да это неудивительно, ведь церкви и монастыри были крупнейшими собственниками земель и угодий, мастерских и даже небольших заводиков, причем не только производящих церковную утварь. В голодные годы к этим доходам прибавлялось и ростовщичество: под огромные проценты ссужались деньги, зерно, скот. Прибыльным было использование воспитанников монастырских приютов в качестве бесплатной рабочей силы. Да нередко, и по достижении совершеннолетия они из монастыря уйти не могли, оставаясь фактически в пожизненном рабстве. Но и жизнь "рядовых" монахов зачастую сладкой не была. Многих подстерегали не только последствия тяжелого труда, но и болезни (как известно, объявляемые "благом во искупление грехов", а потому, не лечимые), и самое страшное - психические заболевания: истерия, судорожные или шизофренические состояния на почве многочасовых "молитвенных радений". Вот откуда юродство, кликушество,
самоистязания или жестокие наказания "младших по чину".
Вообще-то, обо всем этом писали и позже, но господа-демократы настолько не верят всему написанному в Советское время, что (и мне приходилось сталкиваться с этим в разговорах) доходят до высказываний типа: "Да что ты думаешь? Большевики ведь как власть захватили, так все архивные документы до последнего подделали и перепечатали! Да у них не один миллион агентов этим занимался, тысячи типографий, целые фабрики по подделке бумаги! Тут и иностранные эксперты ничего не найдут! Верить можно только великим мыслителям типа Бунина!" Ну, о Бунине разговор особый, а вопиющее историческое невежество этих господ известно. Хотя оно и пытается прикрыться самой откровенной ложью, самыми дикими измышлениями, даже если этих господ уличили публично, с помощью архивных документов. Или они сами пытаются "переписать историю"? Так может быть, еще и поэтому столь часто ныне в сообщениях о пожаре библиотек "успокоительно" сообщается: "Основной книжный фонд пострадал мало. Сгорели в-основном старые газеты"?
Но есть невежество и по принципу "этого я не допускаю, потому этого и не было" - как, например, в одном из интервью певец А.Малинин возмущался: "Войска Александра Невского и то в советских учебниках нарисованы под красным флагом. Вот мерзость!" Но во-первых, то не флаг был, а хоругвь (и так в учебнике нарисовано), а во-вторых, эта хоругвь была действительно красная. Разве только иногда в центре нее были изображения различных икон (чаще всего Иисуса Христа). И на многочисленных древних северных иконах (целый жанр такой имеется "многофигурные александро-невские") – в сюжетах битв та же красная хоругвь: и в пятнадцатом веке, и в шестнадцатом, и ныне - таковы жанровые каноны. Такова и народная традиция. А сомневающихся отошлем хотя бы к "Слову о полку Игореве" (хотя, вдумайтесь, когда оно написано?): "Под стягом красным стоять осталось по смерть, лишь бы несклоненным ему быть". Да и мог ли бы иначе поэт Баратынский, современник войны 1812 года писать (возможно, с сожалением): «Исконный цвет России – алый, и лишь теперь он злато-черн!» Ведь именно под «злато-черными» знаменами шли войска на битву с Наполеоном. Трехцветный же флаг со времен Петра Первого использовался только КАК ФЛАГ ТОРГОВОГО ФЛОТА, в качестве же государственного символа появился значительно позднее, и соответственно «исконно русским» считаться может не более чем «злато-черный».
Кстати, и пятиконечную звезду зря обзывают символом сатанизма: в привычном для нас виде она (как символ "защиты от нечисти и от врага земного") на Руси встречается с ДЕСЯТОГО века нашей эры. А у сатанистов, кто еще не знает, звезда ПЕРЕВЕРНУТАЯ (то есть "поставлена" на один луч вместо двух), что для них символизирует и "диаметральное перевертывание" ее значения. Это к вопросу о том, что-де "красный цвет и пятиконечная звезда - символы, Руси чуждые".
Итак, здесь приведены только очень немногие документальные свидетельства дореволюционной поры. Причем именно такие, которые исключают всякую возможность подделки. Но не ясно ли и на их основе, как были "счастливы" народ в-целом и отдельные его слои в царской России, насколько "богата и независима" она была, как "мудро и милосердно" правил ею царь и как "духовно окормляла" народ церковь?
Но ведь отсюда всего лишь один шаг до понимания - почему же огромное большинство народа столь люто ненавидело царя и царизм, фабрикантов, попов, офицеров. Следовательно, и многочисленные народные бунты и восстания, да и Октябрьская революция 1917 года не были ни "случайными", ни "подстроенными", поскольку их причины естественно вытекали из всего хода событий. А значит, закономерна была и победа революции, и то, насколько быстро ее идеи овладели большинством народа - да не просто овладели, а на уровне глубоко сознательного убеждения. Но именно по той же причине яростного, неизбывного, веками копившегося народного гнева – именно народного, а не направляемого «сверху» - нередко горели имения, взрывались храмы, расстреливались «попавшиеся под руку» представители «ненавистного класса».
А вот теперь задайте себе сами вопрос, читатели: кого вы сегодня ненавидите «как класс»? Не сделали бы вы с ними (если бы была такая возможность) того же, что делали когда-то революционные матросы, крестьяне, рабочие?
Подписывайтесь на наш видеоканал радио "Социалистическая Россия" - видеоканал ВКП(б) - не путать зюгановской партией холуёв путинского режима, именуемой КП РФ.
ttps://www.youtube.com/channel/UCDJe4ivL9DS89Sw70djVIKw