Илья Карпенко
Всё-таки люблю я филологов! Не успел я в предыдущем опусе («Зачем нужны пословицы?» ) выдать что-то о душе народа и о том, что она находится в русском языке и в наших замечательных пословицах и поговорках, как на тебе!
Коллеги-русисты тут же подхватили мой «пас» и выдали целый литературоведческий пассаж на тему «души»…
Сей литературоведческий анализ приурочен был, видимо, к знаменательному юбилею: 10 февраля весь окололитературный и просто культурный мир отметил 130-летие со дня рождения одного из крупнейших поэтов XX века – Бориса Пастернака .
Пастернак, как известно, был не только искушён в теме «души». И не только многие свои творения ей посвятил («Душа моя, печальница… Душа моя, скудельница…» ). Но он даже призывал, как и многие его предшественники и последователи по поэтическому цеху, к вполне конкретным действиям:
«Голос души»;
«Определение души…»
и так далее.
ПРИЗЫВЫ К УДУШЕНИЮ
...Как давно известно людям литературно искушённым, в знаменитом стихотворении А.С. Пушкина «К Чаадаеву» в строке «Души прекрасные порывы...» слово «души» — это глагол.
Мы хотели бы обратить внимание наших читателей, что призывы к удушению характерны не только для нашего великого поэта, но и в целом для русской поэзии: они встречаются постоянно и в самых разных контекстах. Наши поэты проявляли здесь редкую изобретательность!
Приведем некоторые примеры и распределим их по группам, принимая во внимание различные обстоятельства чаемого поэтом удушения.
Во-первых, кого душить?
Ну, конечно, в первую очередь — женщину, часто неназванную:
«Души её, точи по капле кровь» (И.С. Никитин).
Иногда хотят задушить и мужчину, но это требует бóльших усилий — душитель выбивается из сил:
«Его души полуживой!» (А.И. Полежаев)
Некоторые призывают душить особенно сильно, при удушении дойти аж до костей:
«Все содержание души,
Устройство плоти и скелета» (Д. Самойлов).
И даже добившись результата, не успокаиваются, готовы душить уже бездыханную жертву:
«Смертное тело
Намного сильнее души» (Д. Самойлов).
АНЕКДОТ
— В твои годы, сынок, Есенин уже был известным поэтом!
— А в твои годы, папа, Есенин уже давно повесился...