Информационный шум — это большой поток разнородной информации, мешающий находить и усваивать нужную. Почему-то считается, что этот феномен мучает человечество с конца XX века. Но на схожие проблемы жаловались еще древние римляне. Вот из Сенеки:
"Стремиться знать больше, чем требуется, — это тоже род невоздержности. К тому же погоня за свободными искусствами и науками делает людей докучными, болтливыми, назойливыми и самодовольными; заучив лишнее, они из-за этого неспособны выучить необходимое. Грамматик Дидим написал четыре тысячи книг. Я пожалел бы и того, кто прочел столько лишнего! В одних книгах исследуется, где родина Гомера, в других — кто истинная мать Энея, в третьих — чему больше предавался в жизни Анакреонт, похоти или пьянству, в четвертых — была ли Сафо продажной распутницей, и прочие вещи, которые, знай мы их, следовало бы забыть. Вот и говори теперь, что жизнь не долга".
Конечно, их информационный шум против нашего информационного шума — это детский лепет. Но последствия и тогда и сейчас схожи, только сейчас они еще более наглядны, чем когда-то. Знания людей становятся хоть и обширны, но очень поверхностны. Информация не откладываются в голове, а лишь фиксируется её наличие в сети, с тем чтобы можно было при случае найти. Мышление становится клиповым, когда любая тема предстает в голове человека в виде калейдоскопа разрозненных фактов и образов. Исчезает понимание причинно-следственных связей между явлениями.
Способы борьбы с информационным шумом известны. Во-первых, это — жесткая фильтрация информации и отказ от тех её источников, которые затруднительно фильтровать. Необходимо очертить для себя узкий круг интересов на текущем отрезке жизни и перестать потреблять информацию на прочие темы. Новости большинству людей не нужны, поэтому большинству было бы полезно прекратить просмотр новостных лент. Жизнь звёзд, сериалы и всевозможные реалити-шоу — тоже информационный мусор. Телевидение не позволяет эффективно фильтровать информацию. Значит его можно выкинуть. Равно как и социальные сети. Уменьшаем поток лишней информации и получаем возможность концентрироваться на важной.
Во-вторых, меняем формат потребляемой информации на более сложный. Текст требует от мозга больших усилий, чем звук или картинка. Большие тексты на одну тему создают более систематическое представление о предмете, чем маленькие. Документальная литература даёт более правильное представление о предмете, чем художественная. Поэтому отдаём предпочтение книгам и научным статьям. Остальное используем как вспомогательные и дополнительные материалы.
В-третьих, меняем способ потребления информации. Вместо того, чтобы выискивать в книгах нужную инфу, как в справочниках, читаем их от начала до конца со всеми предисловиями и послесловиями. Вместо того, чтобы глотать тексты просматривая страницы по диагонали, читаем их медленно, с чувством и расстановкой, с паузами для подумать. И пусть весь мир подождёт! Мы ведь работаем над своим сознанием, а не готовимся к конкурсу эрудитов. Ещё полезно рассказывать другим о прочитанном, самому писать на прочитанные темы. Это помогает усвоению. Ведь лучший способ чему-то научиться — это научить другого. И Сенека это советовал:
"Говори это другим, чтобы, говоря так, услышать и самому; пиши, чтобы самому читать, когда пишешь. Всё относи к нравам — для обуздания неистовых страстей. Учись для того, чтобы знать не больше, а лучше".
#размышления #психология #философия #обучение #эффективность