Запрос клиентки. Алёна, помогите разобраться со страхом! На следующей неделе отправляемся с супругом на горнолыжный курорт, вроде всё замечательно - отдых, романтика, красота, но я заранее знаю: снова буду бояться, преодолевая отчаянный, жуткий страх перед рисковыми спусками вниз, хотя не в первый раз сопровождаю мужа в поездках... В общем я неплохо владею сноубордом, но катаюсь с превозможением, вечно допуская неладное... Нет ли за этим страхом какой-нибудь особой причины? Давайте подумаем?
Работа получилась удивительно конструктивной, с выходом на классические подтексты. Не сессия - учебная иллюстрация.
С соблюдением конфиденциальности расскажу рабочую часть.
I. Метафорический образ страха.
В целях исследования означенной клиенткой проблемы попросила женщину представить себя на склоне, непосредственно перед спуском, возродив привычные ощущения. А дальше - проассоциировать возникшее состояние посредством подходящего образа. Клиентка тут же дала свою аналогию: "Мой страх похож на человечка внутри меня, который следует рядом и ужасно меня пугает. Это некий мужчина в шляпе, ему в районе 30 лет, и он как будто говорит следующее: будешь спускаться, плохо кончится - упадёшь, разобьёшься".
II. Анализ метафоры. Поиск фактического источника.
Прошу клиентку подумать, не напоминает ли ей пришедший на ум мужчина кого-то из далёкого прошлого? Тут же вспоминает: да, был один злодей, напугавший её до ужаса. История в следующем... Однажды, когда клиентке было ещё 17 (в пору её девственности, абсолютной неискушённости и особой робости в отношении противоположного пола) как-то в тёмный, зимний подъезд за ней шагнул 30-летний мужчина. Он схватил её за плечи, показал огромный нож, пригрозив, что убьёт, если она проявит сопротивление. Дальше некоторый провал - девушка не помнит, как в точности ей удалось завоевать снисхождение незнакомца, но продемонстрировав мужчине доброжелательность и покорность, она расположила его к признаниям. Злоумышленник смягчился, сел на ступеньки и начал раскрывать напуганной до одури жертве свою несчастную душу - о том, как ненавидит всех женщин, как серьёзно пострадал от жены и как серьёзно на самом деле страдает. Девушка смиренно внимала, проявляла сочувствие, даже плакала. Мимо проходили соседи, собеседник замолкал, перепуганная жертва не взывала о помощи. А позже, поймав момент, попросилась отлучиться домой и неожиданно была отпущена на свободу - но только на минутку, с условием возвращения. Конечно, добравшись до квартиры, девушка закрылась и спряталась. Больше этого мужчину она не видела.
То, что случилось по возвращению домой, клиентка помнит отчётливо: прямо на пороге её придавило сознание возможной, большой беды, страх перед мучителем, её униженность, его опасная близость. Она сползла на пол и долго сотрясалась в рыданиях... Эту историю она ни с кем и никогда не обсуждала с тех пор специально.
III. Психоаналитический подтекст ситуации. Связь со страхом скольжения.
Зигмунт Фрейд (основатель психоанализа) выделял в человеке две основные, движущие силы - диаду главных инстинктов: секусуальный инстинкт (либидо, силу жизни) и деструктивный инстинкт (инстинкт смерти, агрессию и аутоагрессию) - объединённые психические токи с полярным значением. Эта энергия руководит психическими процессами, наполняет нашу жизнь, мотивирует, действуя разрозненно, параллельно.
Но в приведённой выше случае (в контексте полученной психотравмы ) инстинкты как бы совместились, заставив девушку испытывать полярные чувства одновременно, сразу в символическом замещении сексуального полёта и страха перед падением .
Язык метафоры выразительно это отобразил.
IV. Работа с метафорой. Исцеление положений.
Я спросила девушку, что могло бы в той ситуации её значительно успокоить? И мы пришли к следующему: если бы в подъезд неожиданно вошли санитары (мужчина производил неадекватное впечатление, впечатление психически ненормального) и повязали мучителя в смирительные рубашки (обезопасив его для женщины) она бы перестала его бояться. Тогда мы выполнили психологическую корректировку "ломаной, больной ситуации":
- представили себя, оказавшимися в конкретной истории,
- вызвали санитаров,
- отправили мужчину в психиатрическую лечебницу, а
- парализованную от жуткого страха девушку успокоили, согрели и напоили целительными пилюлями.
И только по новым внутренним ощущениям, связанным со спокойным прикосновением к ранящей тогда ситуации, вернулись в "здесь и сейчас".
Я представляю схожую рабочую практику в конкретном видео, прикреплю. Эффект всегда одинаковый - сценарий переписан, а проблема исчерпана .
Упражнение "Психологическая Лента Мёбиуса". Переход в новую сюжетно-ролевую картину.
Почему-то вспоминается мультик, серия из "Смешариков", практически на эту же тему. Про то, как Нюша, ужаснувшись истории о таинственном Ловеласе, со смешанным, двойным чувством и боится, и стремится к возможной встрече с пугающим воображение персонажем, продемонстрировав зрителям странное смешение непреодолимой душевной тяги и поражающего, жуткого страха. Напомню серию...
Страшилки для Нюши. Тайна чёрного Ловеласа.
А мы продолжим... Итак, следующей рабочей стадией стала эта...
V. Пристройка к будущему. Проверка исправленных результатов.
На этой фазе человек представляет себе будущую трудную ситуацию с опорой на исправленный результат. Итоги, как правило, одинаковы: проблемной симптоматики нет, в душе - равновесие, уверенность и баланс.
Девушка вообразила будущую поездку, представила себя на вершине высоченного склона, прислушалась к ощущениям - боязни не было, присутствовал интерес и предвкушение великого удовольствия от предстоящего полёта с горы.