Найти тему
Искусство Звука

Творения Прометея или Могущество Музыки

Прометей - значит предусмотрительный, предвидящий, смотрящий вперёд, в будущее. Это знакомое всем гордое и звучное имя великого героя древнегреческих мифов. Со времени создания первых поэм, пересказывающих миф о Прометее, прошло почти три тысячи лет. И нам теперь, с высоты этих тысячелетий, хорошо видно, как беспредельно далеко вперёд смотрел Прометей. Своим подвигом он первый подал великий пример самоотверженного служения людям, всем, которые жили до нас, живут сейчас и будут жить после. Он вдохнул им надежду, которой не знали люди, и похитил для них божественный огонь, хотя знал, какая кара постигнет его за это.

Прометей несёт людям огонь (Фюгер, 1817)
Прометей несёт людям огонь (Фюгер, 1817)

Из горна своего друга Гефеста похитил Прометей огненную искру и отдал её людям. Он научил их искусствам, дал им знания, научил счёту, чтению и письму. Прометей познакомил людей с металлами, научил как добывать их и обрабатывать. Он смирил для смертных первого дикого быка и надел на него ярмо, чтобы люди могли обрабатывать свои поля, пользуясь его силой. Прометей впряг коня в колесницу и сделал его послушным человеку; построил первый корабль и распустил на нём парус, чтобы быстро нёс он судно по безбрежному морю. Прометей открыл людям силу лекарств, научил всему тому, что смиряет и облегчает горести жизни и делает её счастливее и радостнее. Всеми этими деяниями страшно прогневал Прометей громовержца Зевса, главу олимпийской семьи богов. Зевс велел приковать Прометея цепями к скале на краю света. Каждый день герой подвергался тяжкой пытке: прилетал орёл, выклёвывал ему печень, а за ночь она опять вырастала. Но не смирился Прометей перед жестоким Зевсом, оказавшись самым могущественным титаном духа и воли. Поэтому и достойно воспеть его подвиг под силу тоже только великим титанам искусства, первым из которых оказался Эсхил.

А в музыке? На рубеже XIX века появился такой музыкант-титан, непримиримый борец духа, высекающий огонь из человеческих сердец - Людвиг ван Бетховен. "Дух его, - вспоминал один из современников, - рвал все сдерживающие оковы... и, победно торжествуя, летел в светлое эфирное пространство. Его игра шумела подобно дико пенящемуся вулкану..." Ему-то и протянул через тысячелетия свою дерзновенную руку Прометей...

«Творения Прометея, или Могущество музыки и танца» - полное название героико-аллегорического балета Бетховена. По сюжету балета творения Прометея - это созданные им статуи мужчины и женщины. Сердца этих статуй он захотел зажечь огнём, похищенным у Зевса. Музыка к балету состояла из Увертюры и шестнадцати связанных между собой оркестровых номеров.

Обратите внимание на финал балета - контрданс, старинный танец, который Бетховен интересно связал с мифологической и современной ему героикой. Через год после написания музыки к балету, Бетховен пишет большой цикл из 15 фортепианных вариаций на тему финала балета "Творения Прометея", где даёт новую, углублённую трактовку этой темы.

Вскоре Бетховен решает, что в музыке самой благоприятной почвой для "прометеевской искры" послужит могучая Симфония. Ко времени сочинения балета "Творения Прометея" Бетховен уже написал свою Первую симфонию, трудился над Второй и уже подумывал о Третьей.

-2

Эту третью симфонию Бетховен замыслил как особую, небывалую ещё по размаху - настоящую титаническую. И вот ту же самую "прометееву тему" он использует в основе финала Третьей симфонии, выражает чувство всеохватывающей радости, пользуясь элементами трансформированного танца. Пристрастие Бетховена именно к этой теме не может быть случайно. Многократная разработка помогла ему выявить самые существенные, скрытые её элементы. В финале Героической симфонии эта тема предстаёт как итоговое выражение победно-торжествующего начала. И вместо привычных и распространённых в финалах форм, Бетховен, сообразуясь с данной идейно-художественной концепцией, вновь пишет вариации. Это явление столь же редкое, как хор и певцы-солисты в Девятой симфонии. Инструментуя тему финала, Бетховен находит ещё и новые, дотоле неизвестные приёмы оркестровки. Секрет открытого композитором эффекта - в своеобразном диалоге скрипок и деревянных духовых, которые, подобно эху, отражают звук, взятый скрипками.

И в вариациях для фортепиано, и в финале Героической симфонии, музыкальное пламя из этой темы-"искры" разгорается не сразу, а постепенно - и тем ярче его сияние.

Так Бетховен, смело смотрящий вперёд, взяв из рук своего древнего собрата по духу "прометееву искру", зажёг яркий факел героического искусства, посвятив его всему человечеству.