Прометей - значит предусмотрительный, предвидящий, смотрящий вперёд, в будущее. Это знакомое всем гордое и звучное имя великого героя древнегреческих мифов. Со времени создания первых поэм, пересказывающих миф о Прометее, прошло почти три тысячи лет. И нам теперь, с высоты этих тысячелетий, хорошо видно, как беспредельно далеко вперёд смотрел Прометей. Своим подвигом он первый подал великий пример самоотверженного служения людям, всем, которые жили до нас, живут сейчас и будут жить после. Он вдохнул им надежду, которой не знали люди, и похитил для них божественный огонь, хотя знал, какая кара постигнет его за это.
Из горна своего друга Гефеста похитил Прометей огненную искру и отдал её людям. Он научил их искусствам, дал им знания, научил счёту, чтению и письму. Прометей познакомил людей с металлами, научил как добывать их и обрабатывать. Он смирил для смертных первого дикого быка и надел на него ярмо, чтобы люди могли обрабатывать свои поля, пользуясь его силой. Прометей впряг коня в колесницу и сделал его послушным человеку; построил первый корабль и распустил на нём парус, чтобы быстро нёс он судно по безбрежному морю. Прометей открыл людям силу лекарств, научил всему тому, что смиряет и облегчает горести жизни и делает её счастливее и радостнее. Всеми этими деяниями страшно прогневал Прометей громовержца Зевса, главу олимпийской семьи богов. Зевс велел приковать Прометея цепями к скале на краю света. Каждый день герой подвергался тяжкой пытке: прилетал орёл, выклёвывал ему печень, а за ночь она опять вырастала. Но не смирился Прометей перед жестоким Зевсом, оказавшись самым могущественным титаном духа и воли. Поэтому и достойно воспеть его подвиг под силу тоже только великим титанам искусства, первым из которых оказался Эсхил.
А в музыке? На рубеже XIX века появился такой музыкант-титан, непримиримый борец духа, высекающий огонь из человеческих сердец - Людвиг ван Бетховен. "Дух его, - вспоминал один из современников, - рвал все сдерживающие оковы... и, победно торжествуя, летел в светлое эфирное пространство. Его игра шумела подобно дико пенящемуся вулкану..." Ему-то и протянул через тысячелетия свою дерзновенную руку Прометей...
«Творения Прометея, или Могущество музыки и танца» - полное название героико-аллегорического балета Бетховена. По сюжету балета творения Прометея - это созданные им статуи мужчины и женщины. Сердца этих статуй он захотел зажечь огнём, похищенным у Зевса. Музыка к балету состояла из Увертюры и шестнадцати связанных между собой оркестровых номеров.
Обратите внимание на финал балета - контрданс, старинный танец, который Бетховен интересно связал с мифологической и современной ему героикой. Через год после написания музыки к балету, Бетховен пишет большой цикл из 15 фортепианных вариаций на тему финала балета "Творения Прометея", где даёт новую, углублённую трактовку этой темы.
Вскоре Бетховен решает, что в музыке самой благоприятной почвой для "прометеевской искры" послужит могучая Симфония. Ко времени сочинения балета "Творения Прометея" Бетховен уже написал свою Первую симфонию, трудился над Второй и уже подумывал о Третьей.
Эту третью симфонию Бетховен замыслил как особую, небывалую ещё по размаху - настоящую титаническую. И вот ту же самую "прометееву тему" он использует в основе финала Третьей симфонии, выражает чувство всеохватывающей радости, пользуясь элементами трансформированного танца. Пристрастие Бетховена именно к этой теме не может быть случайно. Многократная разработка помогла ему выявить самые существенные, скрытые её элементы. В финале Героической симфонии эта тема предстаёт как итоговое выражение победно-торжествующего начала. И вместо привычных и распространённых в финалах форм, Бетховен, сообразуясь с данной идейно-художественной концепцией, вновь пишет вариации. Это явление столь же редкое, как хор и певцы-солисты в Девятой симфонии. Инструментуя тему финала, Бетховен находит ещё и новые, дотоле неизвестные приёмы оркестровки. Секрет открытого композитором эффекта - в своеобразном диалоге скрипок и деревянных духовых, которые, подобно эху, отражают звук, взятый скрипками.
И в вариациях для фортепиано, и в финале Героической симфонии, музыкальное пламя из этой темы-"искры" разгорается не сразу, а постепенно - и тем ярче его сияние.
Так Бетховен, смело смотрящий вперёд, взяв из рук своего древнего собрата по духу "прометееву искру", зажёг яркий факел героического искусства, посвятив его всему человечеству.