Найти в Дзене
Новости для чайников

Россия для грустных?

Больше года назад Центр стратификационных исследований Высшей школы экономики (ВШЭ) провел исследование «Зоны субъективного благополучия и неблагополучия в российском обществе». По результатам этого исследования, к благополучным себя отнесли всего 24% респондентов. А вот 41% россиян субъективно ощущали себя неблагополучными и не верят в свои силы.
Рисунок  из Twitter
Рисунок из Twitter

Больше года назад Центр стратификационных исследований Высшей школы экономики (ВШЭ) провел исследование «Зоны субъективного благополучия и неблагополучия в российском обществе». По результатам этого исследования, к благополучным себя отнесли всего 24% респондентов. А вот 41% россиян субъективно ощущали себя неблагополучными и не верят в свои силы. Остальные 35% даже не знают, в каком состоянии они находятся, что приближает их скорее к «неблагополучным». То есть год назад около 75% граждан России вели в общем-то безрадостную и грустную жизнь. И никто тогда, в сентябре 2019-го даже не знал, что через полгода случится covid -19…

Россия испокон веку имеет «особые» отношения с тоской, грустью и депрессией. Почти все народные песни – невесёлые и безысходные, про «забритого» в армию солдат, замерзающего ямщика, девушку, которую отдают за нелюбимого в чужую деревню, бурлак, тянущего из последних сил баржу… Это вам не «солнечные» песни Ямайки и других вечнозеленых мест Земли.

А великая русская литература – Толстой, Салтыков-Щедрин, Гоголь, Достоевский, Тургенев, Пастернак, Шолохов, Солженицын, Шаламов – всё о том же: о безнадёге, бессмысленности жизни и её жестокости. А вот «светлую грусть» России очень хорошо описал только Венечка Ерофеев в своей бессметной поэме. «Москва-Петушки» - это про грустную Россию, но её грусть светла и небезнадежна.

Рисунок @wallhaven
Рисунок @wallhaven

На протяжении тысяч лет Россия формировала свой собственный «особый» путь - путь жестоких реформ, революций, рефлексии, духовности и самоуничтожения. И даже новое тысячелетие наша страна встретила «эпохой перемен», умножающей печаль и депрессию.

Ну а високосный 2020-й показал, что предыдущее двадцатилетии – это была «белая полоса», обрушив на российское население мировую пандемию, самоизоляцию, страх остаться без средств и предчувствие большого кризиса. Особенно невесело сейчас людям в городах, входящих в «Топ 10 депрессивных городов России»: Норильске, Перми, Саратове, Челябинске, Омске, Брянске, Череповце, Екатеринбурге, Новокузнецке и Кургане. Этот список - если захотеть – можно продолжать, ведь из всех 1117 городов России кандидатов в «депрессивные» наберется предостаточно.

Но есть у нас люди, которые пытаются на государственном уровне сделать жизнь сограждан чуть более защищенной от вечной русской тоски. Например, профессор С.С. Сулакшин, который разработал не просто поправки а целую новую Конституцию. И есть там любопытная статья 62 «Психологический комфорт»:

1. Каждый человек имеет право на спокойствие и уверенность в настоящем и будущем.

2. Государственные органы содействуют обеспечению спокойствия и уверенности человека в настоящем и будущем.

3. Сокрытие государственными органами и их должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья человека, влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством России.

4. Лицам, находящимся в психологически трудной жизненной ситуации, оказывается государственная поддержка.

Илья Глазунов "Русская ностальгия", 1966 г.
Илья Глазунов "Русская ностальгия", 1966 г.

Отличный человеческий посыл, правильные слова, но ТАКОЕ у нас нереализуемо, потому что в России минимум полстраны - «лица, находящиеся в психологически трудной жизненной ситуации». Кто будет им помогать? Государство? Серьёзно?

Поэтому такие поправки не проходят и не пройдут никогда. Проще защитить животных (что тоже важно!) или русский язык. Да и кто слышал про проект конституции Сулакшина?

Хотя, сегодня не только Россия, но и весь мир погружается в депрессию и приближающийся хаос. Ускоряющийся прогресс и технологии не спасают, ибо «во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь». Но к такому развитию событий Россия готова, как никто - уж что-что, а скорбеть мы умеем.

Поэтому вновь ставшая популярной фраза «Россия для грустных» - это не просто строчка из песни «Порнофильмов», это многовековая древнерусская тоска и печаль. Это наш бренд, почти как водка, автомат Калашникова и Гагарин. Это наш самобытный путь «назад в будущее».