Идеи эффективности и продуктивности, иногда, подаются в упаковке, вызывающей удивление и даже шок.
Фредерик Перлз, основоположник гештальт‑терапии считал, что психологически зрелый человек должен быть глуп, ленив и аморален.
Глуп, для того, чтобы не додумывать за других.
Ленив, чтобы не делать то, что не просят.
Аморален затем, чтобы не судить других.
Это немного похоже на взгляды кого‑то из немецких военных стратегов на то, какими бывают офицеры.
Глупые и ленивые – они не приносят вреда, их можно оставить в покое.
Умные и трудолюбивые – прекрасные офицеры штаба. От их внимания не ускользнет ни одна деталь.
Трудолюбивые тупицы . «Заставь дурака молиться, он и лоб расшибет». Они изнуряют себя, сеют хаос и неразбериху, создают ажиотаж, нагружают окружающих ненужной и бесполезной работой. Таких следует изолировать, чтобы минимизировать ущерб окружающей среде: физической и социальной.
Именно о подобных людях говорил Конфуций, когда продвигал идею «недеяния» и сетовал на то, что многие проблемы мира происходят от излишней активности администраторов.
Умные бездельники – глашатаи Закона сохранения энергии, альтернативно известного, как Закон минимизации усилий.
Алгоритм действий подобных людей прост: «Не делай!
Если не делать невозможно, – делегируй!
Если делегировать невозможно, сделай сам – максимально эффективно: минимум усилий, минимум времени, максимум результата!».
Эта последовательность не имеет обратного порядка [1] .
[1] В продолжении германской темы – немецкая пословица, которая рифмуется в краткий стишок: «Morgen, morgen, nur nicht heute, sagen alle faulen Leute – Морген, морген, нур нихт хойте, загн але фаулен лёйте. Завтра, завтра, не сегодня, – так ленивцы говорят». Мораль? Есть лень и лень. Лениться надо правильно. Упускать возможности из‑за лени – плохо, «отапливать воздух» бестолковыми действиями – тоже нехорошо. Лень хороша тогда, когда стоит в синонимическом ряду с эффективностью.