Эта история выбивается из моих публикаций тем, что она, несмотря на название моего канала и моё отношение к жизни, совсем не оптимистичная. И еще она не о месте, а о событиях.
Всё просто: в феврале 2020 мы купили пакетный тур в Израиль с вылетом 19 марта, и никуда не поехали, ибо всё накрылось медным тазом. Не только для нас, для многих тысяч, а может даже миллионов туристов во всем мире.
Как обычно говорят в условиях задачи, дано: мама, ребенок 8 лет, бабушка 72 года. Делаю акцент на возраст, потому что это важно.
Поездка предполагалась оздоровительная - бабушка после серьезной операции, ребенок после целой четверти учебы, и мама с дергающимся после работы глазом.
И вот - мы подписали договор (№864706) с "чудеснейшим" туроператором Ай Си Эс Групп, который, как меня заверяли просто профи в области отдыха в Израиле. Внесли деньги все сразу, наличными (половину дала я, половину бабушка - это тоже важно), стали паковать чемоданы.
Примерно за неделю до вылета стало известно, что Израиль закрыл свои границы и аэропорты до лучших времен. Говоря словами песни Семёна Слепакова, "из-за злобной маленькой фигни к нам пришли безрадостные дни".
Часть 1 (март-ноябрь): Молчание
Ну вроде бы ладно, пришли и пришли. Ко всем ведь пришли, не только к нам. Но хотелось какой-то реакции от туроператора, типа письма: "Драгоценные наши туристы, вы прекрасно видите что творится в мире. Никто не виноват - не мы, ни вы. Поэтому искренне просим вас набраться терпения и вместе с нами посмотреть чем всё закончится. А отдыхать поедем обязательно, как только всё наладится." Или хотя бы так: "Мы про вас помним. Ждите дальнейших инструкций"
Звонков от Ай Си Эс Групп я в принципе не ждала. А писем не было ни в первую неделю (несмотря на мою письменную претензию в адрес туроператора) ни в первый месяц. И во второй тоже. И в третий...
Когда моему несостоявшемуся туру исполнилось полгода, я решила напомнить туроператору, что у него есть мы - его туристы. Тем более, что 24 июля вышло Постановление №1073 с разъяснением порядка возврата денежных средств по несостоявшимся турам и на 24 августа оно уже месяц как вступило в силу.
Я написала письмо и, представьте себе, меня попросили написать заявление на возврат согласно Постановлению №1073. И вот 29 августа заявление было подано туроператору. И дальше снова молчание....
Начитавшись всяких форумов по возвратам денег за несостоявшиеся в 2020 туры, я понимала, что мне и ребенку ждать придется в худшем случае до 31.12.2021 (по общению с Ай Си Эс Групп, я уже понимала, что хорошее отношение к клиентам - это чуждое им явление). Но в нашей тургруппе была бабушка 72 лет, которая отлично вписывалась в возраст 65+, описанный в Постановлении. И как заявляли знатоки-юристы на форумах, сумму её части тура (1/3) должны были вернуть согласно Постановлению, в течение 90 дней.
И вот 90 дней с момента подачи заявления истекли. Если коротко - ни денег, ни письма. Я снова обратилась к туроператору, приложив пенсионное и паспорт, чтобы люди обратили внимание на возраст 72 года. Но в ответ получила лишь указание внимательно читать документы по туру: кто договор подписал, тот и заказчик, а все остальные вообще просто так.
Часть вторая (ноябрь-январь): Роспотребнадзор
Неистово хотелось правды и справедливости. И по этой причине в Роспотребнадзор была направлена петиция с долгим рассказом на тему " А мы..., а они....". Роспотреб попросили все документы - для почитать и рассудить. Направлено было всё - даже переписка с Ай Си Эс Групп, и распечатки со Сбербанка, подтверждающие финансовое участие бабушки в покупке тура.
С учетом новогодних каникул, наша переписка заняла два месяца: два моих письма, и два ответа мне. Если коротко: несмотря на то, что в договоре Вы не прописаны как заказчик, а все трое выступаете как равнозначные туристы, договор подписывали Вы, а значит ждите пока туроператор с вами заговорит.
Часть третья: делаем выводы!
Ситуация в мире сложная, но вроде бы как показался свет в конце тоннеля: и вакцину уже вовсю колют, и страны потихоньку открывают границы и рейсы возобновляются. О возвращении к прежней жизни говорить рано, и неизвестно еще что нам приготовил 2021 год) Для себя из этой истории я сделала несколько выводов:
- покупать путевки нужно только у гигантов турбизнеса! Я знаю, что большие туркомпании частично или полностью рассчитались с клиентами за несостоявшиеся туры, за счет проданных путевок в страны, которые уже открыты для отдыха
- если в Вашей группе есть турист 65+, договор оформлять нужно на него, даже если вы летите группой в тридцать человек
- в случае отмены тура, не ждать реакции туроператора и не рассчитывать на его добросовестность, действовать сразу: претензия и заявление на возврат
И все это время для меня остается странным один момент: небольшая компания, у которой и так не очень много клиентов, как мне кажется должна бороться за каждого из них. Я прекрасно понимаю, что ситуация в которой оказались и туристы и туроператоры не самая простая, а из ряда вон выходящая. Но кроме законов есть еще и банальное человеческое отношение. А когда компании просто нас.. извините, наплевать на своих клиентов, так это не туроператор, это оно на палочке!
Я точно знаю, что больше с Ай Си Эс Групп по собственной воле, в любом формате, взаимодействовать не хочу. Мне бы только деньги наши вернуть. Причем на положенные по Постановлению проценты даже не рассчитываю, если только через суд. А "порядочность"- это не про этого туроператора, я думаю и слова такого они не знают.
Приятных путешествий всем! Всё будет хорошо!