Найти в Дзене
Финансовая газета

Существенные проблемы начнутся, если будут введены новые секторальные санкции

То, что против России будут введены новые санкции, является уже не предметом обсуждения, а фактически очевидным фактом. Мы сделали все, чтобы в том или ином виде западные государства постарались воздействовать на нашу страну.

Впрочем, западные инвесторы уже в январе массово «рванули» из российских долговых бумаг. Их можно понять – если в скором времени последуют секторальные санкции, затрагивающие в том числе и инвестиции в российский госдолг, обвал цен на этом рынке будет неминуем. RGBI – Индекс государственных облигаций РФ находится сейчас на уровне 150,88, но запросто может уйти существенно ниже. К тому же прямые иностранные инвестиции в российские компании и без того упали за 2020 год в 21 раз – с $28,9 млрд до $1,4 млрд.

Ситуация может обостриться из-за последствий суда над Алексеем Навальным. По информации, попавшей в СМИ, сам оппозиционер просил не вводить масштабных санкций против страны в целом, так как это неминуемо отразится на качестве жизни любого россиянина. Джон Болтон, бывший советник бывшего президента США по нацбезопасности, подтвердил два факта: санкции против России введены будут в обязательном порядке, второе – они коснутся только отдельных персоналий и не будут относиться к различным секторам российской экономики, дабы не навредить населению.

Аналогичный подход обсуждается и в ЕС. В частности, канцлер ФРГ Ангела Меркель подтвердила, что различные варианты санкций рассматриваются, но они не коснутся ни «Северного потока – 2», ни каких-либо сегментов российской экономики. В конгресс США 4 февраля внесен законопроект по санкциям против России. Как и ожидалось, документ касается только отдельных персоналий. При этом характерно, что законопроект предписывает администрации Джо Байдена определить, нарушил ли Кремль законы, запрещающие применение химического и биологического оружия. Если будет установлено, что те или иные чиновники нарушили международное законодательство, предлагается ввести против них санкции. Подробно также излагаются обстоятельства убийства оппозиционного российского политика Бориса Немцова. В отношении виновных также предлагается ввести санкции.

Что это значит для России? Для экономики как таковой пока ровным счетом ничего. Для лиц, попавших в список, – это потеря доступа к своим зарубежным счетам и недвижимости, замораживание их активов, запрет на въезд или транзит через страны, поддержавшие санкции. Существенные проблемы у отечественной экономики могут начаться только в том случае, если будут введены новые секторальные санкции. В отношении российской горно-металлургической и нефтегазодобывающей промышленности они уже в той или иной степени давно действуют. Равно как и санкции в отношении поставок в нашу страну технологий двойного назначения (кстати, это куда неприятнее, чем может показаться, подобные ограничения отсекают нас от любых инновационных разработок, благодаря которым весь остальной мир достаточно стремительно движется вперед).

Санкции против финансового сектора, введенные еще семь лет назад, в целом были преодолены. Но новые ограничения, касающиеся, например, инвестирования в российский госдолг (или, что еще хуже, инвестиций, которые были сделаны ранее), способны обвалить стоимость гособлигаций на 15–20%. Еще недавно доля иностранных держателей российского госдолга превышала треть. Сейчас она колеблется в районе четверти, но если будет введен запрет на подобные инвестиции, последует стремительная распродажа, а вот это уже реальные неприятности для всей отечественной экономики. Огромную дыру в бюджете по итогам 2020 года удалось закрыть в основном внутренними заимствованиями, которые существенно превысили 5 трлн рублей и которые теперь могут заметно обесцениться. Однако практически все крупные западные политики, имеющие отношение к разработке и принятию санкций, заявили, что итоговый вариант давления на Россию не будет содержать мер, которые способны навредить населению, а направлены в отношении достаточно узкого круга лиц.